❓Вопрос подписчика ❓
Роль запахов в продажах, ритейле, начали исследовать всего 20 лет назад. Первые серьезные исследования сделаны в 1999 году. Представьте, всё, что маркетологи знают про запахи – знания последних 20-ти лет.
В чём вообще проблематика влияния запахов на человека?
Обоняние – уникальный орган чувств. Запахи попадают в мозг напрямую, химической реакцией, не расшифровываясь на составляющие. Глубоко не анализируются мозгом, как информация других органов чувств. К чему это привело?
Если тебя попросят описать словами апельсин. Это что? Он какой? Расскажи, нарисуй! То сможешь рассказать. Круглый, оранжевый, точечки пупырышки. Даже нарисовать сможешь.
Тебя все поймут и это будет похоже на апельсин.
А теперь попробуй описать запах.
Разбить его на составляющие. Запах апельсина, он какой? Скорее всего будет что-то типа:
ЭЭээээ, ннуууу…Запах апельсина он такой, апельсиновый…🤔
Мы неспособны описать словами запахи, прикинь.
Запах трудно классифицировать без других органов чувств. Запах лимона проще определить, когда он исходит от напитка желтого цвета, чем красного.
Запахи труднее вспомнить, чем зрительные образы.
Из 146 в принципе различимых оттенков запаха среднестатистический человек различает 15. Какие?
- Дерево/Орех,
- Мята, Цветы,
- Фрукты,
- Цитрусы,
- Пряности,
- Зелень,
- Тмин,
- Шоколад/Ваниль,
- Кокос,
- Животные,
- Химия (растворители),
- Гарь,
- Сера,
- Резина.
Т.е. если мы возьмём запахи: можжевельника, ель, сандал, кедр, берёза, сосна, то большинство людей не определит запах в точности, а назовёт его «древесным или хвойным».
Теперь представь, что при наличии всей этой проблематики, нужно сделать какие-то выводы о влиянии запаха на продажи.
Сегодняшние исследования друг другу противоречат, кому доверять не знаешь. НО уже есть общие выводы, которые не отрицаются разными учёными, даже с противоречащими друг-другу исследованиями.
Выводы о влияниях запаха в ритейл-маркетинге:
1. Запах НЕ влияет на рост продаж и стимулирования покупательского поведения, но провоцирует любопытство, склонность к риску, поиск разнообразия.
Пример, приходит человек в Пятёрочку за йогуртом. Скорее всего, он, не парясь возьмёт знакомый бренд и любимый вкус. Когда ритейлер добавляет запах в зале, покупатели начинают думать о других брендах, о других вкусах, чаще рискуют и покупают альтернативу привычному.
2. Запахи не заставляют покупать человека больше, НО влияют на настроение клиента. Повышают уровень удовольствия от покупок. Положительный опыт от посещения магазина увеличивает шанс возврата клиента к вам, и уменьшает шанс ухода к конкурентам.
В перспективе года клиент оставит у вас больше денег. Запахи - это про LTV
3. Запахи сильный раздражитель, который может перенасытить подсознание человека, что заставит его мозг закрыться от стороннего влияния всех остальных раздражителей в принципе, сократить время пребывания в магазине или вообще выбежать из него.
...
С чем-то не согласны? 🙃 Напишите своё мнение в комментариях, снимите видео ответ.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Мой TikTok профиль ► (355 тыс.)
https://www.tiktok.com/@anosof.roman
Мой Telegram Канал ▼