В 1898 году умер Льюис Кэрролл и родился Мауриц Корнелис Эшер. Это, наверное, одна из самых печальных «невстреч» в мировом искусстве. Наверняка логику, ставшему классиком нонсенса, и нидерландскому художнику, не разбиравшемуся в математике, но восхищавшем математиков, было бы о чем поговорить.
Обидно, что Эшер не сделал иллюстрации к «Алисе в стране чудес» и особенно к «Алисе в Зазеркалье». Ведь это его прямое дело – в его гравюрах картины вырываются из рам, люди поднимаются и одновременно топчутся на месте, рыбы превращаются в птиц, а птицы в рыб, нарисованная рука вылезает из листа, чтобы взять карандаш и нарисовать вторую руку, которая уже рисует ее, лестницы наверх ведут вниз…
Многие художники не принимали Эшера за своего – он казался им слишком математическим, слишком рациональным. А сам Эшер искренне удивлялся, когда ученые использовали его работы как иллюстрации к своим трудам. Ведь в детстве и юности точные науки давались ему с огромным трудом. Да и позднее математика интересовала его прежде всего с эстетической точки зрения – как ключ к созданию виртуозных оптических иллюзий и фантастических пространств. Это не мир научной точности, это мир волшебства. Может быть, поэтому Эшер и стал таким популярным во всем мире.
Свое творчество сам художник определял как «изнуряющую игру». «Я не расту. Внутри меня всегда сидит маленький ребенок», - говорил он. Поиграем?