Советские грузовые транспортные средства приобрели широкую известность по всему миру. В этом заслуга их создателей, который смогли с ограниченным ресурсом выдать продукт практически с неограниченными возможностями. И как пример для других аналогов можно рассматривать ЗИЛ-131, который является чуть ли не самым узнаваемым среди техники из СССР. Данная модель выпускалась свыше 30 лет, а, значит, была массовой. В лучшие годы тираж достигал 45 тыс. штук в год. И это для машины, которая всегда имела конверсионное назначение. То есть использовалась не только в армии, но и в народном хозяйстве. Вместе с тем, ЗИЛ особенно хорош лаконичным дизайном, удобным рабочим местом и выверенной начинкой. Пожалуй, стоит рассказать обо всех его плюсах подробнее.
Технические особенности
·В разное время под капотом могли быть отличающиеся моторы. Но с 1966 года по умолчанию ставился бензиновый могучий агрегат V8 с отдачей 150 сил. Шестилитровый узел потреблял около 35-40 л на «сотню», что вполне нормально для машины такого класса. При это грузоподъёмность авто составляла до 5 тонн.
·В паре с силовой установкой работает 5-ступенчатая «механика» с 2-скоростной раздаточной коробкой. Вкупе с блокировкой межколёсного дифференциала конструкция делает машину очень и очень проходимой в самых различных местностях. И это полезно, ведь ЗИЛ был сделан для применения в самых разнообразных широтах: от Южных до Северных.
·Шасси имеет простую, но выносливую подвеску. При колёсной формуле 6Х6 передний мост мог быть отключён. А включался автоматически на первой пониженной. Это очень удобно и добавляет комфорта водителю. Подвеска имеет в оснащении рессоры и амортизаторы. Это схема давно отработана и позволяет выдерживать большие нагрузки. Артикуляция колёс заслуживает только уважение — тут позавидует любой гражданский внедорожник.
Герой материала был задуман как продолжение ЗИЛ-157. Но между ними был и грузовик с индексом 130. По сравнению с предшественниками, в «стотридцатьпервый» добавили мосты новой конструкции и многослойные покрышки с эффективным рисунком протектора. При этом наконец-таки машина имела должную климатичесую систему и теплоизоляцию. Эти качества позволили расширить эксплутационные возможности грузовика от -45 до +55 С. Как и ожидалось, ЗИЛы активно использовали не только в СССР и странах соцлагеря, но и во многих дружественных государствах по всей планете. Более того, ряд машин проник на Запад, где применялся не только по прямому назначению, но и в качестве арт-объектов в кинематографе.
На родине же пик популярности ЗИЛ достиг к своему 10-летию. В 80-х выпускалось большое количество грузовиков. Тогда же, в 1986 была пройдена серьёзная модернизация. Улучшенная модель получила индекс Н на конце. Технические изменения затронули не только кузов, тент, модули, оптику, но и подкапотное пространство. В оборот были введены новые дизельные моторы. Стали использовать не только родные, то и ярославские моторы. В одно время ставили даже легендарные импортные двигатели марки CAT. В том или ином виде машина пересекла рубеж тысячелетий. Она выпускалась вплоть до 2006 года на Урале. Там она носила название АМУР-521320 и имела некоторые незначительные отличия.
По своим качествам ЗИЛ-131 и его доработанная версия были близки зарубежным аналогам. А где-то и вовсе их превосходили. Проходимость советской техники стал своего рода эталонной. В то же время в отличие от КрАЗа, ЗИЛ имел удобную функциональную кабину. Среди модификаций грузовика стоит отметить следующие: А, Б, С, Х, Н, НС, Д и многие, многие другие. Все они нашли своё применение в различных сферах народного хозяйства. Также машина активно использовалась в РРКА. На «гражданку» естественно поступали немного упрощённые комплектации ЗИЛа.
Сегодня купить такой авто несложно. Грузовик можно найти на вторичном рынке, где он широко представлен. Но по-настоящему хороших экземпляров как всегда единицы. Это и объясняет высокую цену на них. ЗИЛ после упразднения завода стал частью истории. Поэтому модель с индексом 131 уже заняла своё место в автомобильных музеях на просторах родины.
Автоломбард: lombard98.ru