Найти тему
РБК Петербург

E-com: география как точка роста

Сергей Пустыльник, «Авито» (Фото: Авито)
Сергей Пустыльник, «Авито» (Фото: Авито)

Директор по логистике в «Авито» Сергей Пустыльник — о географическом потенциале и новом вызове для рынка электронной коммерции.

«Рынок электронной коммерции растет очень быстро: только за 2021 год, по оценкам аналитиков Data Insight, количество онлайн-заказов выросло более чем на 100%, а объем рынка в деньгах — более чем на 50%. И хотя лидерами по доле в интернет-торговле по-прежнему остаются крупные города, сейчас идет наращивание кросс-региональной торговли и увеличение проникновения e-commerce в населенные пункты с числом жителей до миллиона. Это тренд, который в ближайшее время будет определяющим для рынка.

Новый тренд касается как B2C-продаж, так и онлайн-торговли между частными лицами. К примеру, мы в «Авито» фиксируем рост числа сделок между жителями разных регионов. Если еще недавно частные сделки совершались в одном городе или даже районе, то сейчас география значительно шире: нужную автозапчасть для ретро автомобиля или редкую книгу покупают даже на другом конце России.

Такие изменения отражаются на росте спроса на доставку: продавцы все чаще отправляют товары в другие регионы, в том числе весьма отдаленные. В нашей практике самый большой километраж С2С-доставки составил почти 8 тыс. км: товар везли из Севастополя в Петропавловск-Камчатский.

Читайте на РБК+ Петербург:

Глава Комфортел - о росте цен на связь и конкуренции на телеком-рынке

Как стандарты для «умных городов» создают единые подходы к управлению

Экономика «сельского интернета»: что будет со связью в Ленобласти

Над импортонезависимостью придется основательно поработать

При этом увеличиваются объемы доставки и внутри регионов, которые еще совсем недавно не входили в топ по числу продаж и количеству доставок. В первую очередь это касается городов с населением менее 1 млн. Велика вероятность того, что в ближайшее время такие населенные пункты вполне могут обогнать мегаполисы в вопросе популярности доставки. Уже на данный момент в нашем сервисе в числе топ-10 городов с наиболее быстро растущим количеством заказов с доставкой ровно половину составляют те, где население не превышает 600 тыс. человек.

Чтобы соответствовать спросу, нужно расширять каналы доставки — в том числе за пределами городов-миллионников. Задача это непростая, требующая инвестиций и организационных решений. Но если этого не делать, то рост бизнеса будет ограничен.

Мы видим несколько вариантов ответа на данный вызов. Первый — это заключение новых партнерских соглашений. Например, один из последних примеров у нас — сотрудничество с логистическим сервисом PickPoint, оператором по доставке онлайн-заказов через постаматы. Только за счет этого мы увеличили число точек доставки на 5,8 тыс.

Второе направление — совместное открытие брендированных пунктов выдачи и отправки заказов. Здесь нашим партнером является логистическая компания EXMAIL. В планах до конца года открыть более 350 брендированных пунктов выдачи заказов (ПВЗ).

Замечу, что скорость и вариативность доставки — важные компоненты оценки потребителем сервиса. С учетом трансформации географии онлайн-торговли их значимость будет только увеличиваться. Так что те игроки, которые не будут уделять развитию доставки должного внимания, будут терять свои конкурентные преимущества».

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц