После плавания на плоту «Кон-Тики», буквально ошеломившего весь мир, норвежский учёный и путешественник Тур Хейердал занимался исследованиями на тихоокеанских островах: Галапагосских, Маркизских, на острове Пасхи. Исследования масштабные и интересные, но, возможно, не столь «зрелищные», как путешествие на плоту через океан.
И вот в конце 60-х годов рождается идея нового трансокеанского плавания – через Атлантический океан на папирусной лодке.
Предыстория
Экспедиция на «Кон-Тики» основывалась на легенде южноамериканских индейцев о «белых людях Тики», живших до инков в окрестностях озера Титикака и покинувших материк на плотах, двинувшись на запад через Тихий океан.
Но как появились «белые люди» в Южной Америке, если, согласно общепринятой в науке версии, коренное население материка – индейцы – пришли сюда из Азии, пройдя огромный путь через Берингов пролив и вдоль всей Северной Америки? Тур Хейердал выдвигает гипотезу о возможности достижения берегов Америки древними народами Северной Африки, в частности, египтянами. Он видит общие черты между архитектурой инков и майя и самыми древними египетскими пирамидами, сходства в рисунках и иероглифической письменности, наконец, в изображениях и индейских легендах о бородатых «белых людях», в то время как инки и майя бород не носили. В результате Хейердал предполагает, что египтяне, избороздившие на своих тростниковых лодках Средиземное море, могли отправиться в более дальнее плавание – через Атлантический океан, вслед за солнцем. В этом его убеждают и средневековые арабские манускрипты, рассказывающие об отправлении от берегов Африки целой флотилии кораблей, двинувшихся на запад.
«Ра-1»
25 мая 1969 года из марокканского порта Сафи выходит в плавание на папирусной лодке интернациональная команда из 7 смельчаков во главе с Туром Хейердалом.
Этому дню предшествовали работы по воссозданию древнего судна по изображениям на египетских фресках. Материалом для изготовления стал африканский папирус – травянистое растение, хорошо известное древним египтянам и используемое ими для изготовления подобия бумаги, а также как строительный материал. За непростую работу взялись три мастера с озера Чад, где с древних времён сохранили премудрости тростникового кораблестроения.
Лодку назвали «Ра» - в честь египетского бога Солнца, тем более что именно это небесное светило должно было указывать дорогу путешественникам. Символ древнеегипетского божества – яркий красный круг – был изображён на парусе, который подняли над лодкой перед отплытием.
"Зачем? Что я хотел доказать? Да ничего, ровным счётом ничего. Я хотел только выяснить – выяснить, можно ли на такой лодке выходить в море. <…> …может быть, древнейшие египтяне были опытными судостроителями и мореплавателями, прежде чем осели на месте и стали ваятелями, фараонами, мумиями. Я хотел выяснить, способна ли папирусная лодка пройти по морю 400 километров – путь от Египта до Ливана. Выяснить, не может ли лодка из папируса пройти ещё дальше, от одного материка до другого. Выяснить, не может ли она дойти до Америки... Зачем? Да затем, что никто не знает, кто же первым достиг Америки. В учебниках написано, что это был Колумб. Но Колумб не открыл Америку. Он был повторным открывателем".
Тур Хейердал, "Ра"
Однако, как оказалось, в конструкции лодки были допущены расхождения с египетском схемой. Лодка получилась не серповидной, как на древних фресках, а «плоскодонкой» 17 м в длину и более 5 м в ширину - такой, как строили на озере Чад. Эти недостатки привели к тому, что в ходе плавания судно стало деформироваться, через 2 месяца пребывания на воде лодка стала терять папирус из связок по правому борту, приподнятая вверх кормовая часть стала прогибаться вниз, всё больше и больше погружаясь в воду. От таких деформаций лодка теряла свои плавучие качества: её сильно «болтало» на волнах, что усиливало перетирание скрепляющих пучки папируса верёвок. К тому же тонкие вёсла не выдержали испытания океаном, и большую часть пути «Ра» дрейфовала по воле течений.
В итоге через 56 дней плавания после пережитых четырёх штормов было принято решение оставить лодку. Экипаж был эвакуирован рыболовным траулером «Шенандоу», вызванным на помощь. «Ра» не достигла своей конечной цели, однако экспедицию называть неудачной было бы неправильно. Лодка прошла 5000 км – 5/6 предполагаемого пути, по расчётам Хейердала, до Барбадоса оставалось плыть около недели. Хорошие мореходные качества папирусных лодок не вызывали сомнений, надо было только устранить конструкционные просчёты.
"Ра-2"
В 1970 году Тур Хейердал приступает к строительству новой лодки, «Ра-2». Работа над прошлогодними ошибками проведена, вёсла вырезаны из толстых брёвен, чтобы сделать прочнее корпус лодки, решено использовать другой принцип строительства. На этот раз обратились к мастерам с другой стороны океана – пригласили четверых боливийских индейцев племени аймара, населяющих берега озера Титикака. Им помогали марокканские умельцы.
"И я решил испытать других лодочных мастеров, которые по сей день вяжут крепкие лодки на древний лад, с загнутым вверх ахтерштевнем такой же высоты, как нос. <…> Таковы камышовые лодки индейцев аймара и кечуа в Боливии и Перу. Кстати, они ещё в одном напоминают суда древней Ниневии и Египта. Верёвки сплошным кольцом охватывают палубу и днище, в профиль лодка кажется состоящей из одной сплошной связки, тогда как чадские лодки, не имеющие высокого ахтерштевня, набраны из многих связок, соединённых между собой петлями из коротких концов".
Тур Хейердал, "Ра"
Лодка получилась меньше прежней: длина – 12 м, ширина – 5 м, высота – 2 м. На палубе соорудили тростниковую хижину 4 х 2,8 м. На белом парусе, как и в прошлый раз, изобразили ярко-красный круг – символ бога Солнца Ра.
Экипаж второй экспедиции почти не изменился с прошлого года: руководитель - норвежец Тур Хейердал, штурман – американец Норман Бейкер, кинооператор – итальянец Карло Маури, фотограф – сириец Жорж Суриал, мексиканский антрополог Сантьяго Хеновес, врач из Советского Союза Юрий Сенкевич. Вот только вместо Абдуллы Джибрина из Чада в путешествие отправились японец Кей Охара и химик-эколог из Марокко Маданни Аит Уханни.
«Ра-2» отправилась в путь 17 мая 1970 года из того же порта Сафи, из которого год назад стартовала её предшественница.
Поначалу путешественникам пришлось понервничать: тростник быстро впитывал в себя воду, и лодка всё сильнее и сильнее оседала в воду, за 4 дня погрузившись на половину высоты корпуса. Пришлось выбросить за борт все предметы, без которых можно было обойтись, лишь бы уменьшить осадку.
«Ра-2» с честью выдерживала штормы, только во время одного из них сломалось весло, в результате чего лодку развернуло, и волны стали захлёстывать её. Однако слаженная работа экипажа позволила выправить курс лодки.
Во время путешествия приходили и идеи о том, как усовершенствовать мореходные качества «Ра-2». Так, для увеличения скорости решили наклонить мачту вперёд. Это дало нужный эффект, однако пришлось спилить часть носа лодки, чтобы он не упирался в парус.
Путешествие «Ра-2» с самого начала задумывалось как интернациональный проект, для участия в котором были приглашены представители разных национальностей и даже разных рас. Успех экспедиции во многом определялся согласованными действиями и взаимопомощью между членами экипажа. И все восемь участников показали яркий пример сотрудничества, дружбу, возникшую между ними, они сохранили на долгие годы после завершения экспедиции.
"Мы вместе радовались, вместе досадовали и во всём выручали друг друга, ведь тем самым каждый выручал сам себя. Один рулит, чтобы другой мог спать, стряпает, чтобы остальные могли есть, чинить парус и выбирать шкоты, чтобы все мы быстрее дошли до цели. Каждый был заинтересован в полном благополучии остальных, чтобы у нас хватило сил сообща отражать все угрозы извне".
Тур Хейердал, "Ра"
10 июля, спустя 57 дней путешествия, «Ра-2» достигла берегов Барбадоса. Позади остались 6100 км пути. Экспедиция доказала возможность древних трансокеанских плаваний: древние народы из Средиземноморья вполне могли пересечь Атлантический океан и добраться до берегов Центральной Америки.
Однако помимо этнографических выводов о возможных миграциях в древности, экспедиция дала повод задуматься о хозяйственной деятельности нынешних жителей Земли. Оба плавания показали угрожающее загрязнение океана: буквально ежедневно за бортом «Ра» встречали пустые бутылки, доски, пластиковые пакеты, куски битума, пятна мазута, сгустки нефти. Результаты наблюдений были представлены в виде доклада в Организацию Объединённых Наций и были учтены при принятии Декларации об окружающей человека среде в 1972 году.
Легендарная лодка «Ра-2» была перевезена в Осло и наряду с знаменитым плотом Тура Хейердала стала экспонатом музея «Кон-Тики».