Всем привет! Сегодня мы устроили допрос таргетологу Зарплаты.ру. Узнали, в чём специфика профессии, за что платят таргетологам, где они учатся, и причём тут арбитраж. Георгий, выкладывай все секреты:
— Кто такой таргетолог, чем он занимается?
— В двух словах, это человек, который настраивает рекламу в социальных сетях под задачу клиента. Вот вы видите у себя во Вконтакте, например, рекламу страхового полиса для путешественников — значит, таргетолог страховой компании решил, что вы входите в целевую аудиторию, и настроил показ объявления.
Работу с рекламой можно разделить на 4 этапа:
1. Планирование
2. Настройка
3. Запуск
4. Оптимизация
— Расскажи про каждый этап подробнее, чтобы всем стало понятно.
— Окей, начнём с планирования. Таргетолог изучает продукт клиента — сайт, товар или услугу. Определяем, что нужно «продвинуть», какая аудитория будет заинтересована в продукте. Потом проводим анализ конкурентов, разбираем предыдущие рекламные кампании клиента, если они были.
На основе этих данных таргетолог разрабатывает digital-стратегию для каждого канала — для Вконтакте, TikTok, myTarget. Договаривается с клиентом о целях и сроках кампании.
«Теперь начинаются цифры: определяем ключевые показатели эффективности, по которым будет оцениваться работа. Например, сделать 50 продаж за 7 дней, бюджет 50 000 рублей, доля рекламных расходов не должна превышать 20%, средний чек от 5 000 рублей».
Второй этап — настройка рекламы. Таргетолог подбирает целевую аудиторию, готовит креативы для объявлений: изображения и тексты. Креативы как раз и видят пользователи у себя в ленте — обычно это цепляющая картинка и текст с призывом что-то сделать (подписаться, купить, перейти на сайт и так далее).
Дальше — запуск рекламной кампании в выбранных соцсетях. Таргетологу нужно найти, где «живёт» целевая аудитория.
— А как её найти, эту аудиторию?
— По ключевым характеристикам, вот основные:
- Пол
- Возраст
- Интересы
- Географическое положение
«Запуск рекламной кампании — это не разовая акция. В идеале это регулярное тестирование новых аудиторий, настроек и форматов рекламы».
Переходим к четвёртому этапу — к оптимизации. Оцениваем результаты первого запуска: показы, клики, целевые действия или покупки. Анализируем трафик и придумываем, как получить максимальную отдачу при минимальных затратах бюджета. Корректируем настройки, делаем новый запуск. И так далее.
«На практике это выглядит как постоянное выдвижение новых гипотез, их проверка, подтверждение или опровержение. Например, мы видим, что на один креатив чаще кликают — выдвигаем гипотезу, что дело в яркой картинке. Выбираем похожие картинки для нового запуска, и так далее».
— Откуда такой хаос в зарплатах у таргетологов? Вот, на нашем же сервисе
какие-то чудовищные разбросы: от 10, 30 тысяч до 100+
— Это зависит, во-первых, от бюджета работодателя, от требований и от степени ответственности, которую возьмёт на себя специалист. Во-вторых, есть несколько схем по оплате:
1. Оклад. Определяется, исходя из задач и времени, которое потратит специалист.
2. Оклад + процент от прибыли. Классический вин-вин в действии.
3. Оклад + процент от бюджета. Чем выше эффективность рекламных кампаний, тем больший бюджет готов заложить заказчик, и тем больший процент получит таргетолог.
— А как стать таргетологом? Ты сам с чего начинал, где учился?
— Я не проходил никаких обучающих курсов, их просто не было тогда ;) Сейчас-то море вариантов: интенсивы, вебинары, курсы с сертификатами. Я закончил Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, специальность — многоканальные телекоммуникационные системы. То есть никаких фундаментальных знаний об интернет-маркетинге у меня не было. Зато по математике, аналитике и работе с цифрами нас готовили очень мощно.
«В профессию пришел случайно, после института начал искать работу — и попал в сильную команду арбитражников, которые помогли мне сделать первые шаги в интернете. На всякий случай: арбитражник — это не тот, кто в суде работает. Это человек, привлекающий покупателей за процент от продаж. То есть рекламодатель ничего не платит, все расходы на арбитражной команде».
Пример: компания готова платить 100 рублей за каждую продажу, арбитражник настраивает рекламу, тратит на это 500 рублей и получает восемь продаж. Рекламодатель платит вознаграждение — 800 рублей, чистая прибыль = 300 рублей.
В арбитражной команде я специализировался на зарубежном трафике, строил воронку продаж, запускал рекламные кампании в Мексике, Индии, Испании, переводил рекламные креативы на кхмерский, тайский и вьетнамский языки.
Такой необычный опыт работы дал хороший старт в интернет-маркетинге, заинтересовал меня и сподвиг дальше развиваться.
— Как таргетологи ищут работу? Вот ты, например, как к нам попал?
— Каждый сам выбирает: кто-то по сарафанному радио и рекомендациям
коллег, кто-то через фриланс-биржи, сайты.
«Получилось забавно — я нашёл работу в команде джоб-сайта… на джоб-сайте :))) Сначала договорились на частичную занятость, я ещё параллельно работал в другом проекте. Ходил в офис Зарплаты.ру два раза в неделю».
Со временем оказалось, что тут нетривиальные задачи. Их становится всё больше, они интересные. Сервис развивается, команда растёт — это круто, и всё время приходится учиться чему-то новому, расти в профессии.
___
Георгий, спасибо за классный материал! Теперь мы понимаем, в чём фишка твоей работы, и как это всё устроено. Надеемся, читателям тоже было интересно.
Кто-нибудь хочет стать героем нашей следующей истории? Пишите в комментариях ;)