Автор: Антон Мордвинов
Недолго печалясь о смазанном концерте, полный оптимизма, я стал работать над новым материалом. Вдохновлённый новым витком активности, я довольно быстро написал композицию «As Long as it Lasts». В ней бас использовалася сразу в двух ипостасях: как, собственно, бас и в качестве соло-гитары. Меня давно вдохновлял Клифф Бёртон, ярчайший басист Metallica, своим особым подходом к игре на басу. Бас у него буквально пел, и неискушённый слушатель легко принимал его за гитару. Окрылённый и довольный новым треком, я поспешил продемонстрировать его Владу. Его реакция разбила мне сердце. Мало того, что он больше не желал продолжать со мной играть в виду событий после концерта, так ещё и трек раскритиковал в очень грубой форме. Недовольство его было вызвано нехарактерным, по его мнению, звучанием, не соответстующим его представлениям о том, как должна звучать наша музыка. Трек показался ему излишне роковым, а рок, если он не прогрессивный, ему совершенно неинтересен.
Это был финал? Нет, фигушки. Имея за плечами опыт самостоятельного сведения аудио-спектакля, альбома из старых и новых тем «Retrospective Future», сочинения композиции и аранжировки, навыки игры на различных инструментах, я уже не мог остановиться. Для меня больше не существовало преграды в виде неуверенности в собственных способностях. Было принято однозначное и единогласное решение - продолжать. Единственной дилеммой оставалось название. Gloomy Friday были коллективом, а я остался один. Раздумывая о том, стоит ли для сольной деятельности взять новое название или же продолжать под старым, склонился к второму варианту. Тем более, Влад ещё раньше позволил мне распоряжаться именем команды как угодно.
Итак, у меня был первый трек, задающий тон для последующих. Так родилась концепция на следующие 3 альбома: первый должен быть сыгран только на басу, второй на басу и клавишных, третий - на басу и гитаре без клавиш. Вводя такие ограничения для выразительных средств, рассчитывал за счёт этого в большей мере раскрыть возможности отдельных инструментов.
Зимой, на стыке 2017 и 2018 годов записал остальные треки для совершенно нового во всех отношениях альбома «Singularity». Название отражало множество философских, научных и личностных понятий: единичность существа, точку стремления математической функции к бесконечности, гравитационную сингулярность, состояние Вселенной в начальный момент Большого Взрыва, момент, в который технологический прогресс станет недоступным пониманию, одиночество. На обложку поместил фото преломлённого сквозь рубин лазерного луча.
Избранная концепция, согласно которой треки содержали только бас и иногда ударные, дополнилась минимизацией использования ударных и обязательной «живостью» треков. Под «живостью» подразумевалось то, что отдельные партии должны быть сыграны без наложений и дописок, в один проход. Наложение же допускалось исключительно в том случае, когда требовалось записать несколько параллельных партий.
В треке «Twilight Forest» проявилось восхищение манерой игры и звучанием баса Питера Стила из Type O Negative. Я записал густой, вязкий бас как основу и дополнил его солирующим басом в верхнем регистре. Во время сочинения воображение рисовало густой сумрачный лес, одновременно пугающий и манящий тайнами.
«Haunted Motorway» будто передаёт привет Kraftwerk и рисует картину заброшенного бесконечного ночного шоссе, на котором по пути можно встретить странные и необъяснимые явления. Монотонное путешествие по шоссе перекликается по духу с «Autobahn» и «Trans Europa Express» Kraftwerk. Играя рифф буквально поймал кайф и раскачивался в такт груву.
В «The Darkening» тьма всё больше сгущается и наступает затмение. Ведущий мелодию бас в верхнем регистре рисует тёмные картины помрачённого сознания.
В «Shadow Chase» помрачение сознания достигло фазы расщепления. Хаотичные метания угасающего рассудка в погоне за тенями воспоминаний, мыслей, сновидений. В беспорядочном нагромождении партий я попытался передать грув Led Zeppelin без ударных, будто бы сквозь изменённое состояние сознания. «Shadow Chase» стал единственным за историю «Gloomy Friday» синглом, публикацию которого я посвятил талантливой белорусской поэтессе Валерии Щуцкой, постоянно борющейся с суровым психическим заболеванием.
Опустошённость разума, «Wastelands». Эмбиентный трек, гипнотический и смиренный. Лёкгие касания струн, плавная мелодия основного баса, фоновые завывания искажённого баса.
«Dark Side of the Wall» - игра слов и смыслов, привет Pink Floyd. Тёмная сторона стены сознания, непознанная, загадочная и неприступная. Вкрадчивый пульс резко сменяется тревожным, бас продолжает вести партии гитары более агрессивно.
«Tar & Ashes» - чёрная смола и серый пепел, всё, что осталось на стенах выгоревшего сознания. Слегка прифанкованная тема с ведущим ритмическим басом и солирующей бас-гитарой.
«Fade Away». Финал, увядание, грусть о том, что могло бы быть, но не случилось.
Однажды вдруг стало ясно, что мне очень близок подход Хэндрикса, который заключался в постоянном нащупывании нот и поиске звуков.
Альбом «Singularity» получил довольно сдержанную критику, в частности, Николай Чувиков отметил уменьшение атмосферности, полагаю, из-за сильного сужения палитры. Зато, никто не заметил отсутствия на записи гитар, приняв за них бас - эксперимент удался! Сева Ходосевич, басист «Фронта», похвалил запись, но посетовал на отсутствие хотя бы малого количества слов для того, чтоб дать смысловую нагрузку.
Послушать альбом «Singularity» можно по ссылке: https://gloomyfriday.bandcamp.com/album/2018-singularity
#gloomy friday #singularity #psychedelic rock #space rock #experimental