Собственников жилья в многоквартирных домах мошенники ставят перед фактом: власть сменилась
Эксперт “Солевара” по вопросам ЖКХ руководитель регионального отделения Центра защиты прав граждан Олег Денисов предупреждает жителей Перми и других территорий края об участившихся случаях жульничества. Речь идет о подделке протоколов общих собраний собственников жилья многоквартирных домов.
Фабула такова. Для извлечения выгоды разнообразные жулики (а ими могут быть как представители управляющих организаций, так и собственники жилья в МКД, а то и совершенно посторонние лица) подделывают протоколы общих собраний собственников жилья. Причем фальсифицируют в зависимости от своих потребностей как сами протоколы, так и количество подписей за те или иные решения. Либо ходят по квартирам, собирают подписи якобы за одно решение, а в последствии меняют тезис – и жители оказываются в дураках, собственноручно проголосовав за то, чего им вовсе не нужно.
– По закону при проведении общего собрания собственников жилья МКД избираются председатель собрания и его секретарь из числа собственников. – Рассказывает Олег Денисов. – Они же и подписывают протокол. При этом зачастую фальсифицируются как само избрание, так и их подписи.
Согласно жилищного законодательства, инициатор собрания после его проведения в десятидневный срок формирует протокол и передает оригинал документа с решением собрания в управляющую компанию. Затем представители управляющей компании должны в пятидневный срок передать оригиналы протокола и решений на хранение в жилищную инспекцию – ИГЖН, где они хранятся в течение трех лет.
Была в нашей практике ситуация, когда в МКД в один день умудрились провести целых два фальшивых собрания собственников жилья. И этот день был – 31 декабря! В соответствии с одним сфабрикованным протоколом дом переходил под управление новой, самозванной УК, в соответствии с другим – вообще на прямые платежи ресурсоснабжающим организациям. Каково? Жители, естественно, были не в курсе и продолжали платить в свою старую УК. А ПСК, со своей стороны, пытается взыскать с них деньги напрямую.
Про капремонт
– С 2015 года мы платим за капремонт, – продолжает Олег Денисов. – Суммы в массе своей значительные. Так вот, смена управляющей компании может иметь под собой задачу и смену держателя специального счета по капитальному ремонту. А это – десятки миллионов рублей, которые жители аккумулировали на протяжении нескольких лет. Недобросовестной УК вывести эти средства практически ничто не мешает. Таким образом, при подделке протоколов собрания есть риски не только смены УК, но и потери денег, предназначенных для капремонта со спецсчетов. Для УК, которая подделывает протоколы, нет никаких проблем подделать и решение о смене собственников спецсчета и потратить эти деньги, скажем, на “покраску травы”.
Еще пример. Жители одного из домов по улице Крупской в Перми были “приятно” удивлены, когда узнали об огромной задолженности за капремонт. Оказалось, что в результате сфабрикованного протокола общего собрания собственников плата за капремонт с квадратного метра жилплощади увеличилась с минимально допустимой в несколько раз…
Поймают за руку и... отпустят
– К сожалению, – огорчается наш эксперт, – за все время своей практики я ни разу не сталкивался с тем, чтобы хоть кто-то был привлечен за фальсификацию поддельных протоколов общих собраний собственников по уголовной статье. А ведь в свое время, еще в 2016 году, именно партия «Справедливая Россия» добилась того, чтобы протокол общего собрания собственников жилья был приравнен к официальному документу, за подделку которого полагается уголовное наказание. Я видел ответы, полученные из полиции в отношении мошенников, которых все-таки вывели на чистую воду. Уголовные дела прекращают, а мотивировка выглядит так: неустановленное лицо в неустановленном месте при неустановленных обстоятельствах подделало протокол общего собрания!
Жители, управляющие компании идут в ИГЖН, в суды, опровергают поддельные протоколы, роняют “нарисованный” процент голосов, отзывая якобы свои подписи. Но… тех, кто пытается захватить управление над домом, это не останавливает. Со слов представителей УК при “разборе полетов” в ИГЖН и в судах их конкуренты врут и не краснеют. Мол, нам собственники жилья сами приходят, приносят подписанные протоколы общих собраний и чуть ли не умоляют принять нас управление над таким-то домом в свои руки.
Что делать?
Когда жители МКД узнают о фальсификации протокола, они собираются, пишут совместные заявления в ИГЖН с требованием аннулировать их подписи и таким образом снижают процент голосов под сфабрикованным протоколом. И, если такой протокол не собирает “кворума”, решение в соответствии с ним не принимается. Другой способ – оспаривать протокол в суде. В обоих случаях процедура долгая и не из приятных. Не каждый из собственников захочет идти с заявлением в ИГЖН, а тем более в суд. Чем фабриканты фальшивых документов, очевидно, и пользуются. И особо не рискуют, как мы выяснили, в случае провала.
Так, один председатель совета многоквартирного дома, когда у них проходила попытка захвата дома под управление сторонней организацией, самостоятельно, на своем автомобиле, вывез в суд для дачи показаний 70 (семьдесят!) человек. Понимаете насколько трудно дается людям доказывать то, чего они просто не делали? Не подписывали никаких протоколов. А вот “состряпать” бумагу и отнести куда положено —дело минутное.
Подобная история недавно приключилась в пермской шестнадцатиподъездной девятиэтажке на улице Моторостроителей. Кому-то она очень понравилась…
– В связи с этим, – отмечает Олег Денисов, – надо иметь ввиду, что оспаривать протокол в судах или в ИГЖН займет куда больше сил и времени, чем провести новое собрание собственников и изменить сфабрикованные решения.