В самой глубокой древности охотники-собиратели равнин Ганга хоронили своих близких рядом с жилищем. Семья не разлучалась, предкам приносили мясо и украшения. Пространство поселения состояло из двух миров живых и ушедших.
Раскопки в Махараштре показали, что нижние конечности отрубали ниже лодыжки. Возможно, живые не хотели, чтобы предки ушли далеко или чтобы они поднялись к ним.
Постепенно представления менялись. Рождение и смерть стали считаться нечистыми. Появились правила о том, сколько нужно очищаться после таких событий. Время и порядок очищения зависел от касты, пола и возраста того, кто родился или покинул мир. Чем ниже статус, тем дольше восстановление.
Появилась профессия – чандалы, которые занимались захоронением, уборкой. Конечно, скоро они стали неприкасаемыми. Жить им полагалось на окраине поселения, и даже их взгляд стал загрязнять.
Появились списки того, что загрязняет безвозвратно, а что не так катастрофически (например, собаки, кошки, пот, ушная сера). Ежедневное омовения стало общеобязательным правилом. Некоторые древние законы предписывали мыться до пяти раз в день. Предметы и части тела, которые имели контакт с неприкасаемыми людьми или вещами должны были быть очищены водой, натиранием глиной.
Был и некоторый прагматизм, который исключал из списков нечистого рис на рынке, даже если его целый день трогали, рот женщины во время любви, милостыня, мясо животных, добытых на охоте.
Т.е. те, неприкасаемые, которые, например, продавали мясо и рис или оказывали другие услуги, не считались столь уж опасными.
«Зов природы» должен был производиться в дали от жилья, на земле покрытой сухими ветками или листьями, травой. Возможно, отсюда дисбаланс: очень внимательное, почти фанатичное отношение к собственной чистоте и более легкомысленное к окружающей.
Археологические исследования в Махенджо Даро и Хараппе показывают, что люди жили в многоэтажных постройках из обожженного кирпича с дренажами, акведуками, стоками, общественными купальнями, частными ванными комнатами.
В ведические времена человек рассматривался как микрокосм в макрокосмосе, много внимания уделялось аююверде, здоровью. Духовным долгом было держать себя в порядке. Так же было известно, что загрязненная вода – переносит болезни. Использовались натуральные антисептики и смеси лекарственных растений. Зубы чистили мягкой кисточкой из ветки дерева бавал.
Некоторые общины носили мухапатти - по сути тканевые маски на лице, чтобы избежать заражения. Если в каком-то доме болели, то вывешивали знаки неподалеку: связку веточек, стакан с водой или ткань.
В колониальное время санитария перестала быть приоритетом. Население беднело и одновременно стекалось в города. Сами британские военные страдали диарией, поэтому стали создавать комиссии, которые следили за условиями. Но они служили интересам колониальных властей, а не коренного населения. Уборка производилась в основном в руками бедным слоев.
Сегодня мы наблюдаем, что индийцы сами по себе очень чистоплотны. Даже самые бедные обязательно моются, где повезет: в ручье, в тазу. Чистят зубы хоть посреди улицы. Уборкой занимаются коммунальные службы, население огромно, поэтому и убирать сложнее.
#антисанитария #гигиена #санитария в индии #история индии #гигиена в индии #гигиена в прошлом #анисанитария в прошлых веках