Одно из самых громких политических убийств в конце существования Российской империи – сибирского «старца» Григория Распутина, который имел огромное влияние на семью последних российских императоров. До сих пор далеко не все обстоятельства данного события, ведущую роль в котором сыграл представитель могущественного дворянского клана Юсуповых, расследованы в полной мере.
Потомки пророка Мохаммеда?
Род Юсуповых в дореволюционной России считался чуть ли не более богатым, чем род самих Романовых. Они владели десятками имений в различных частях империи, не считая сибирских приисков и многочисленных фабрик и заводов и доходных домов в столице. По семейной легенде, Юсуповы происходили чуть ли не от самого пророка Мохаммеда, жившего в VI веке. Своим легендарным предком они считали некоего Абубекира Бен Райок, потомка пророка Али – племянника Мохаммеда.
На самом деле, это был типичный для Российской империи случай дворянского рода восточного происхождения, который постепенно был ассимилирован с русской православной культурой. Доля таких семей в общем количестве дворян, особенно татарского происхождения, достигала 15-20%. Татарские корни имели, например, историк Карамзин (от имени Кара-мурза), адмирал Ушаков, поэт Державин и т.д.
Видимо, предки Юсуповых были в числе тех восточных правителей, которых принимали в среду русских бояр с середины XVIвека при Иване Грозном, особенно после взятия им Казани. Они входили в Ногайскую орду, которая выделилась из состава Золотой орды в XIV-XV веках и кочевала в Приуралье, на Нижней Волге и вокруг Каспийского моря.
Фамилию род получил от имени хана Юсуф-мурзы, который считался личным другом Ивана Грозного. Его дочери стали женами крымского, астраханского, казанского и сибирского ханов, включая Кучума, которого покорили казаки Ермака. Интересно, что одной из дочерей Юсуф-мурзы считается знаменитая среди современных татар Суюмбека (Сююмбике) со сложной личной и политической судьбой.
«Проклятие рода» за отказ от веры предков
Ассимиляция Юсуповых с русскими началась очень рано. Так, третий муж Суюмбеки Ших-алей получил в правление Городец Мещерский на Оке (Касимов). Вокруг него даже сложилось так называемое Касимовское царство, где жили как русские, так и татары. А один из сыновей Юсуф-мурзы – Иль-мурза получил в кормление город Романов с посадом на Волге (часть Тутаева).
В 1681 году началось массовое крещение татарских князей на московской службе в православие. Потомок Юсуф-мурзы – Абдул-мурза стал русским князем Дмитрием Юсуповым и женился на знатной вдове Катерине Сумароковой. С тех пор над Юсуповыми якобы тяготело фамильное проклятие за отказ от мусульманской веры: только один наследник мужского пола в роду мог пережить 26-летний рубеж. Сын Дмитрия Юсупова – Григорий был сподвижником Петра Первого, участвовал в Азовском походе и Северной войне и обогатил свой род пожалованиями от российского императора.
Покровитель искусств
Интересно, что и в ХХ веке пророчество сбылось: старший брат Феликса Юсупова-младшего - Николай (1883-1908) в 25 лет погиб на дуэли. С другой стороны, один из самых знаменитых представителей рода – Николай Юсупов (1750-1831) был столь любвеобилен, что оставил после себя огромное количество бастардов – незаконнорожденных детей.
Князь занимал должности директора императорских театров, министра Департамента уделов (ведал царскими дворцами), резидента Мануфактур-коллегии, директора Эрмитажа и Оружейной палаты, члена Государственного совета, ведал фарфоровыми и стекольными заводами Российской империи, был посланником России в Италии, где скупал редкие книги античных авторов и договорился с папой римским о копировании лоджий Рафаэля и перевозке копий в Эрмитаж.
Князь дружил с французскими просветителями Дидро, Вольтером и Бомарше, скупал в Европе скульптуры и картины для коллекции Эрмитажа, его принимали многие европейские монархи. Именно он очень много сделал для украшения самой известной усадьбы рода – Архангельского, которую стали именовать подмосковным Версалем.
Альфа-самец и изобретатель стриптиза
Князь также первым в России создал стриптиз. Сохранились свидетельства очевидцев, что во время представлений в театре Гонзага в Архангельском крепостные актрисы по знаку Юсупова быстро и одновременное спускали с себя все одеяние и «являлись «перед зрителем в природном виде».
Многие из этих девиц были наложницами Юсупова, например, крепостная певица Анна Борунова. Ее отец был придворным архитектором у князя, но в 1826 году попал в опалу и был сослан в отдаленную вотчину.
В 1810-16 годах у Юсупова в Москве и около Архангельского жила некая София Степановна, с которой он активно переписывался. В 1820 году в Архангельском жила некая мадам Фиоль. Напротив дома Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке в Москве был еще один дом, где жил княжеский гарем из 15-20 миловидных дворовых девушек.
На старости лет 80-летний князь стал жить с 18-летней крепостной балериной Софьей Малинкиной. Также он «до кончины своей содержал знаменитую танцовщицу Воронину-Иванову, которую в бенефис ее награждал редкими бриллиантами». То есть Юсуповых в России сейчас живет, видимо, не одна сотня, но они об этом сами не подозревают. Например, только балерина Колосова родила Юсупову двоих сыновей.
Дорогостоящая дача
Хотя князь владел 31 000 крепостных душ только мужского пола в 23 губерниях, а также фабриками и заводами и рыбными ловами на Каспийском море, а его доход, например, в 1813 году составил около 530 тысяч рублей, дорогостоящие увлечения искусством и женским полом не прошли даром. На момент смерти Николая Юсупова его долг превысил 2,34 миллиона рублей. Его потомки вывезли основную часть коллекции произведений искусства из Архангельского в свой дворец в Санкт-Петербурге на Мойке.
Сама усадьба стала использоваться как дача, то есть только в летний период (как и прежде, Архангельское было глубоко убыточным предприятием с точки зрения хозяйства). Последние остававшиеся «в силе» Юсуповы предпочитали проводить зиму в Европе, а весну и осень – в своем крымском имении в Кореизе.
Основным же местом их жительства был дворец на Мойке в Санкт-Петербурге, где хозяева принимали огромное количество гостей сразу в нескольких роскошных гостиных залах.
В то же время они активно передвигались по стране между своими имениями. Хотя у Юсуповых не было, как у Романовых, собственного поезда, они имели в своем распоряжении отдельный комфортный вагон люкс-класса, который цепляли к обычным поездам. И, конечно, у них был собственный автопарк, не считая конюшен.
В целом, их траты на содержание дворцов и имений, а также на благотворительность оставались довольно высокими. Юсуповы не знали настоящую цену деньгам, что в итоге привело к разорению Феликса-младшего уже в эмиграции в Париже.
Близость к русскому народу?
Пожалуй, самой известной представительницей рода женского пола была княгиня Зинаида Николаевна (1861-1939), которую большинство из нас помнит по ее знаменитому портрету кисти известного художника Валентина Серова (1865-1911).
Как и ее рано скончавшаяся сестра Татьяна, Зинаида провела детство в Европе (в основном на родительской вилле на Женевском озере) и начала разговаривать по-французски и по-немецки на несколько лет раньше, чем по-русски.
Со временем члены императорского двора, включая самих Романовых, ставших к началу ХХ века по крови чистыми германцами (отец Николая Второго был немцем, мать - датчанкой, а жена – англичанкой), начали всячески подчеркивать свою связь с русской культурой.
Зинаида Николаевна, имевшая предков-мусульман и выросшая в Швейцарии, также не раз принимала участие в костюмированных балах «а-ля рюсс».
Она также неоднократно принимала в Архангельском крестьянских детей из местных деревень, одаривая их подарками.
Усадьба не раз становилась местом проведения многолюдных сельских праздников.
Таким образом Юсуповы старались выказывать свою близость к русскому народу.
(Продолжение следует).
Также на канале: