Как сообщало 19rusinfo.ru, часть акций АО "Аэропорт Абакан" были приобретены компанией «ЭРА Групп». Каковы дальнейшие планы миноритарного акционера и как они вписываются в Стратегию развития воздушных ворот Хакасии?
Ответы на эти и другие вопросы информагентство получило от пресс-службы компании.
- Есть ли планы выкупа контрольного (блокирующего) пакета или продажи его другой компании?
- «ЭРА Групп» - это прежде всего высококвалифицированная команда с богатым опытом управления аэропортами. Компания является главным оператором международного аэропорта Красноярск имени Д.А. Хворостовского, одного из крупнейших в стране, а также ряда малых аэропортов Сибири, входящих в состав АО «КрасАвиаПорт». Мы активно участвуем в реализации программы по созданию единого авиаузла макрорегиона «Енисейская Сибирь». Аэропорт Абакана находится в относительной близости к аэропорту Красноярска, соответственно, чем лучше он будет работать, тем больше мы будем близки к цели – построить качественную маршрутную сеть внутри Сибирского региона.
На данный момент мы являемся миноритарными акционерами, владея 22,3% привилегированных акций. Наше влияние на деятельность аэропорта ограничивается участием в совете директоров, все ключевые решения по управлению, выделению средств на развитие, контролю их реализации лежат на правительстве региона.
Поскольку положение аэропорта сейчас довольно тяжелое и необходимы внешние инвестиции для обеспечения его функционирования и дальнейшего развития, рассматривается вариант привлечения сторонних инвесторов.
- Как нам известно, вашей компании не были выплачены дивиденды по итогам 2020 и 2021 годов. При этом совет директоров изменил Устав и ввел должность директора по развитию аэропорта? С какой целью?
- Эти вещи друг с другом никак не связаны. Выплата дивидендов в ситуации, когда аэропорту не хватает средств на покрытие даже самых базовых операционных нужд, не представляется возможной. Именно поэтому совет директоров принял решение отказаться от этой выплаты, чтобы сохранить средства и направить их на поддержание деятельности аэропорта.
Решение об изменении Устава было принято Министерством имущества Республики Хакасия. Мы как акционеры не принимали в этом участия, и с нами эти решения не согласовывались. Можем лишь предполагать, что коллеги решили усилить направление и ввели должность директора по развитию. Мы безусловно поддерживаем подобные решения, если они приведут к положительным результатам для аэропорта.
- Можно ли говорить, что вы являетесь полноценным инвестором для аэропорта. Почему до сих пор не озвучены ваши намерения и ваш инвестплан?
- На данный момент некорректно так говорить. Мы не являемся инвестором - мы миноритарные акционеры, с минимальным объемом прав. Несколько лет назад нами была разработана стратегия развития аэропорта Абакан, она включала в себя и планы по комплексной реконструкции терминалов аэропорта, и планы по увеличению пассажиропотока в 2,5 раза, и в целом масштабный объем инвестиций. Это комплекс мер, который был рекомендован тогда, а сейчас он уже критически необходим. По большому счету не так важно, кто эти деньги вложит, это может сделать и республика, однако объем, в котором сейчас нуждается аэропорт, оценивается в более чем миллиард рублей. У бюджета нет таких денег, а сам аэропорт даже в лучшие годы не приносил сопоставимую прибыль. Что уж говорить про текущие, объективно сложные для авиации времена.
В случае, если правительство региона решится на открытые процедуры по привлечению внешнего инвестора, мы готовы рассмотреть условия и принять участие в конкурсе, поскольку обладаем компетенциями по реализации данной стратегии, а также готовы принять обязательства по вложениям средств для развития аэропорта
- Идет ли речь о модернизации аэропортового комплекса в ближайшее время? Какие возможности и средства для этого имеются? Есть ли планы по увеличению пассажиропотока, развитию новых направлений полетов? Сделана ли ставка на прием грузовых и транзитных самолетов? Что конкретно, по-вашему, нужно срочно менять в работе предприятия?
- В стратегии развития аэропорта, которую мы готовили в свое время, все эти пункты подробно были расписаны. И модернизация терминалов, и увеличение пассажиропотока в 2 раза, и стратегия по грузоперевозкам. Но все это возможно только при появлении инвестиций. Все аэропорты работают над тем, чтобы увеличился пассажиропоток и объем грузоперевозок.
Результат этой работы зависит либо от ресурса, которым они обладают, либо от принадлежности к крупной аэропортовой группе. Например, если бы аэропорт Абакан входил в периметр «ЭРА Групп», это существенно облегчило бы коммуникацию с авиакомпаниями, поскольку мы могли бы предложить так называемые «пакетные условия» полетов в Красноярск и Абакан.
- Как вы оцениваете работу нынешнего управленческого состава предприятия во главе с Вячеславом Рожновым? Справляются ли с поставленными задачами? Имеются ли уже положительные результаты, связанные с управлением предприятием при вашем участии?
- Менеджмент аэропорта и непосредственно Вячеслав Рожнов выполняют задачи, исходя из условий, в которые они поставлены. В последние годы аэропорт и его команда 24 часа в сутки занимаются выживанием, ни о каком совершенствовании, развитии или росте речь идти не может без дополнительных инвестиций.
События последних лет: пандемия, снижение пассажиропотока, кризис в авиаотрасли накладывают на и без того сложную работу аэропорта еще больше проблем. В лучшие годы аэропорт приносил прибыль в 20 млн рублей. Для аэропортовой деятельности это крайне малая сумма, ее еле хватит на зарплаты, не говоря уже об обновлении техники, ремонтных работах, модернизации систем. Поэтому то, что аэропорт до сих пор функционирует – это полностью заслуга управленческого состава, они делают все, что в их силах.
- Экономическая ситуация в аэропорту напряженная. Имеются ли неплатежи и задолженности контрагентам, задолженность по налогам и заработной плате сотрудникам? Какие пути выхода из данного положения вы видите?
- Можно долго говорить, о сложной ситуации, в которой сейчас оказался аэропорт, искать причины и виноватых, но выход из данного положения только один – привлечение дополнительных инвестиций.
Это могут быть и бюджетные средства правительства - мы как миноритарные акционеры будем только рады, если без наших дополнительных вложений аэропорт начнет приносить прибыль. Однако на данном этапе мы понимаем, что та сумма, в которой нуждается аэропорт, неподъёмна для бюджета.
Напомним, что, по предварительной оценке, на модернизацию аэропортового комплекса необходимо минимум 1,8 млрд руб, а бюджет республики на 2022 был уже принят с дефицитом.
Взять кредит на развитие у аэропорта тоже нет возможности - ни один банк не даст такой кредит изначально неприбыльному бизнесу с государственным участием.
- Для чего сейчас делаются заимствования, у аффилированной ли компании "РУСАЛ Аэро"? Не приведет ли это, по-вашему, к погружению в долговую яму?
- Заимствование делается для поддержания функционирования аэропорта в тяжелый момент отсутствия у него каких-либо операционных средств. То есть на данный момент у аэропорта отсутствуют свободные средства даже на обязательные платежи. Все понимают в какой ситуации сейчас находится отрасль: самолеты стали реже летать, пассажиропоток упал, выручка от оказания услуг многократно сократилась, рынок в очень тяжелой ситуации.
Ранее аэропорт кредитовался в банке, но этот ресурс уже исчерпан. Банк выдал кредит аэропорту под обеспечение и на крайне невыгодных условиях, которые ведут к необратимым финансово-экономическим последствиям для аэропорта.
Аэропорт сейчас пытается взять заём с целевым назначением - погасить этот кредит у банка, и обеспечить свои операционные нужды. Это единственная возможность для предприятия остаться на плаву.
Соответственно, аэропортом была проведена большая работа по подсчету необходимых средств, разослан запрос на коммерческие предложения в различные компании. Условия, предложенные "РУСАЛ Аэро", оказались самыми привлекательными для этого займа. Предполагаем, что для "РУСАЛ Аэро" Хакасия – это регион присутствия, они как социально-ответственная компания сами заинтересованы в том, чтобы аэропорт исправно функционировал и их работники могли спокойно вылетать в командировку или в отпуск.