Для православного христианина, который всегда посещает один приход, вопрос о поклонах, наверное, не стоит остро. Как делают в приходе, так и правильно. Но, что делать если оказался в другом храме, а там все по-особенному?
Например, я часто путешествую и оказываюсь в разных городах и даже странах, и давно интересовал меня вопрос:
- "А как же правильно класть земные поклоны в промежуток между утреней четверга Страстной седмицы, и до вечерни Пятидесятницы?"
Когда я посещал только один приход, не стал рыться в книжках, а просто решил спросить у священника, на что он мне очень кратко ответил:
- "Поклоны не кладутся в храме до Троицы (Пятидесятницы), но келейно можно".
Так я все годы и делал, пока не начал путешествовать, регулярно посещая церковные службы везде где оказываюсь. В нескольких храмах все было так же, как и в первом моем приходе, а вот дальше оказалось не все просто. Однажды ввела меня в ступор ситуация, в которой прихожане начали кланяться в различные моменты литургии.
Подумалось: "Не знают... не читали... не хотят интересоваться...". Двери в алтаре закрыты, кладет ли там священник поклон я не знаю. Многие кланяются поясным поклоном на возглас "Оглашенные главы ваши преклоните", при этом на возглас "Оглашенные изыдите" они не уходят... хм, поэтому особо внимания на действия прихожан не обращал.
Но, совсем недавно, заметил, как настоятель довольно крупного храма, который, видимо, имеет право служить с открытыми вратами, спокойно так, положил земной поклон, как раз после слов "Приложив Духом Твоим Святым", а за ним почти все прихожане, что присутствовали в храме. Это несмотря на то, что как раз и был тот самый промежуток, между Страстной и Троицей. Тут у меня произошло раздвоенность мыслей. Одна мысль мне говорит:
- "Тебе же говорили, не нужно делать то, что не по уставу! Стой смирно...Вся же благообразно и по чину да бывают!"
Вторая:
- "Ты что?! Это же настоятель, он лучше знает, когда и что положено! Делай как все, давай и не выпендривайся, фарисея не строй тут, ладно?!"
Сделал я глубокий поясной, выбрав что-то среднее, чтобы не казаться белой вороной. Ну, а после службы, иду весь в раздумьях. Стал я разбираться, кто здесь прав, а кто нет. Ведь если хочешь, чтобы было хорошо, сделай это сам!
Немного почитав интернет, заметил, что везде цитируется по большей части одно и то же, причем без указания источника, т.е. земные поклоны отменяются, но кто это указал и где неизвестно.
Что по этому поводу говорили отцы
Свт. Филарет, митр. Московский
«Если стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это Церковный Устав, то стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу Твоему Небесному, Иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6, 6)».
прп. Макарий Оптинский
О преклонении колен в церкви есть написано в Уставе, по каталогу можно найти главу об этом и прочитать; в субботу, в воскресенье и во всю Пятидесятницу не велено преклонять колен, кроме Причащения Святых Таин, когда к ним подходят. За непреклонение колен ты не дашь ответа, а когда не смиряешься, не терпишь и не имеешь любви, взыщется.
прп. Иосиф Оптинский
Спрашиваете, можно ли в Пасху класть земные поклоны в келье и справлять правило? – То и другое запрещается в Пятидесятницу. Впрочем, келейное правило по желанию можно справлять, но поклоны лучше класть малые, по уставу церковному. Если кто имеет разрешение от старца или от духовного отца класть земные поклоны, то пусть кладет. А я пишу свое мнение.
Некоторые священники прямо указывают на отмену земных поклонов
Митрофорный Протоиерей Борис Молчанов – О Земных Поклонах (1896-1963).
"Конечно, полная сосредоточенность на словахъ Богослуженія – дѣло не легкое, требующее постоянныхъ усилій и тренировки активнаго вниманія. Первою ступенью въ развитіи сосредоточенной молитвы и въ достиженш единаго духовнаго ритма въ ней является однообразная внѣшняя дисциплина въ храмѣ, требующая одинаковаго исполненія всѣхъ обрядовъ, предписываемыхъ Церковнымъ Уставомъ.
1. Мы должны знать, что Церковный Уставъ предписываетъ намъ въ опредѣленные моменты Богослуженія дѣлать земные поклоны, сразу же вставая съ колѣнъ. Стояніе на колѣняхъ допускается въ рѣдкихъ случаяхъ, о которыхъ вѣрующіе часто извѣщаются спеціальнымъ возгласомъ священника: «преклонивъ колѣна... помолимся».
2. Правилами Св. Отцевъ и постановленіями Вселенскихъ Соборовъ земные поклоны въ дни воскресныя (начинающіеся съ воскресной всенощной въ субботу) и въ дни Господскихъ праздниковъ запрещаются.
а) Во время воскресной утрени подходящій къ Евангелію «не до земли творить поклоны, но малые, преклоняя главу, дондеже рукою достигнетъ до земли (поясные). Въ недѣлю бо (въ воскресный день) и Владычній праздникъ и въ Пятидесятницу отъ Пасхи до Троицына дня колѣна не преклонять» (Типиконъ гл. 2-я Утреня).
б) «Въ день Господень и во дни Пятидесятницы, дабы во всѣхъ епархіяхъ все одинаково соблюдаемо было, угодно Св. Собору, да стояще приносить молитвы Богу» (Правило 20-е I Вселенскаго Собора).
в) «Отъ Богоносныхъ Отецъ нашихъ канонически предано намъ не преклонить колѣнъ во дни воскресные ради чести Воскресенія Христова» (Правило 90-е VI Вселенскаго Собора).
г) «День сей (воскресный) есть какъ бы нѣкоторый образъ чаемаго (будущаго) вѣка... Посему церковные уставы научаютъ насъ предпочитать въ сіи дни прямое положеніе тѣла во время молитвы..., какъ бы переселяя нашу мысль отъ настоящаго въ будущее (гдѣ уже не будетъ колѣнопреклоненій). Но, у меня, – скажеть кто либо, – есть усердіе именно земной поклонъ сотворить. – Умѣрь твое усердіе, такъ не кстати и не во время родившееся. Для земныхъ поклоновъ есть дни будничные. А въ праздники ихъ отъ насъ не только не требуготъ, но и запрещаютъ правила Св. Церкви» (Св. Василій Великій)."
Теперь намъ станетъ понятно – почему земные поклоны умѣстны и полезны на будничныхъ Богослуженіяхъ и во дни Великаго Поста, когда отъ вѣрующихъ требуется сокрушеніе о грѣхахъ своихъ, и почему они не умѣстны и не полезны въ дни воскресные и во дни Господскихъ праздниковъ и Пятидесятницы, когда отъ вѣрующихъ требуется радостное переживаніе побѣды Христа надъ адомъ и смертью и чаяніе будущаго торжества Церкви."
Проверим другие старые издания
«Волынскія Епархіальныя Вѣдомости». 1913. 9. Ч. Неофф. С. 164-165."
"Въ дни воскресные, отъ Рождества Христова до Крещенія, отъ Пасхи до Пятидесятницы, во дни Преображенія и Воздвиженья (въ сей день одинъ земной поклонъ кресту). Поклоны прекращаются отъ вечерняго входа подъ праздникъ до «Сподоби Господи» на вечернѣ въ самый день праздника.
Кишиневский Епархиальный миссионер, священник Феодосий Воловей. «Кишиневскія Епархіальныя Вѣдомости». 1909. № 31. Отд. Неофф. С. 1239-1246.
"Тертуліанъ свидѣтельствуетъ объ этомъ слѣдующимъ образомъ: «Въ день Господенъ (т. е. воскресный) мы считаемъ неприличнымъ поститься или преклонять колѣна: той же свободою мы пользуемся отъ пасхи до пятидесятницы».
Въ 20-мъ правилѣ 1-го вселенскаго собора читаемъ: «По елику суть нѣкоторые, преклоняющіе колѣна въ день Господень и во дни пятидесятницы: то дабы во всѣхъ епархіяхъ все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносятъ молитвы къ Богу».
То же гласитъ и 90-е правило Трульскаго собора, – которое поясняетъ, что отъ богоносныхъ отецъ канонически предано не преклоняти колѣнъ во дни воскресные ради чести воскресенія Христова."
О стоянии на коленях
Митрополит Антоний Храповицкий
"Много раз я говорил вам о поклонах земных и отвращал вас от еретического обычая стоять на коленях, как сидят кошки. Господь сказал апостолам: други Мои, и потому мы стоим перед Ним. Но мы помним нашу греховность и Божие величие, перед которым мы падаем ниц, как бы молясь: "Прости и восстави", — и вот мы снова выпрямились и стали."
свт. Василий Великий, правило 91
"Также, стоя молитвы творим во едину от суббот (т.е. в воскресенье), но причину сего не все знаем. Ибо не только, как совоскресшие Христу и обязанные искать вышнего, стоянием во время молитв в день воскресения напоминаем себе о благодати, нам дарованной, но и потому сие творим, что день этот является образом будущего века... И так основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в этот день молитвы в стоянии совершать, чтобы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставляли в небрежении напутствия к оному переходу... Церковные уставы научают нас предпочитать в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востании, мы действием показуем и то, что грехом ниспали на землю, и то, что , человеколюбием Создавшего нас, снова воззваны на небо."
Никифор Исп. 10:
«По воскресным дням и в течение всей пятидесятницы не должны быть делаемы поклоны, а можно только преклонять колена, прикладываясь к св. иконам».
св. Петр Александрийский. 15:
«Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли».
прп. Пахомий Великий.
«С вечера субботнего до вечера воскресного, равно как и во дни Пятидесятницы, не преклоняют колен».
Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, епископ Ковровский.
О ПОМИНОВЕНИИ УСОПШИХ ПО УСТАВУ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
«Все водимые Духом Божиим суть сыны Божий, потому что мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу» (Рим. 8, 14–17). Соответственно сим и приведенным в предшествующем примечании словам святого апостола Православная Церковь заповедует своим сынам во все воскресные дни и в великие Господские праздники во время молитвы, как на общественном богослужении, так и на домашнем, келейном правиле, совсем не преклонять своих колен, ибо коленопреклонение знаменует рабское состояние и наше падение. В воскресные же дни и в великие праздники мы славим Господа за наше спасение и, как бы забывая о грехе, отчудившем нас от Бога, с сыновним дерзновением, стоя прямо, открытым лицом взирая на Него, вопием: «Авва, Отче!» Узаконение об отмене коленопреклонений в воскресные дни восходит к глубокой, первохристианской древности. Уже 1-й Вселенский Собор 20-м правилом своим постановляет: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, УГОДНО СВЯТОМУ СОБОРУ да стояще приносят молитвы Богу». И 6-й Вселенский Собор, 90-м правилом своим подтверждая отмену коленопреклонении в воскресные дни, провозглашает: От БОГОНОСНЫХ ОТЕЦ НАШИХ КАНОНИЧЕСКИ ПРЕДАНО не преклоняти колен во дни воскресные ради чести Воскресения Христова. А святой Василий Великий в 91-м правиле говорит: «ЦЕРКОВНЫЕ УСТАВЫ научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы». К сожалению, у нас почти забыты церковные правила о коленопреклонениях и соборные и отеческие постановления по этому поводу. Наши богомольцы в большинстве, как бы совсем забыв о своем сыновстве, о том, что мы уже не рабы, а искупленные кровью Христовою от рабства сыны Божий, вопреки наставлению Василия Великого, ПРЕДПОЧИТАЮТ во время молитвы коленопреклонение, не считаясь ни с торжественностью совершаемых Церковью праздников, ни с содержанием молитвословий. Обычно чаще всего становятся на колени и совершают поклоны во время наиболее знакомых молитвословий, хотя бы то были хвалебные полиелейные псалмы или торжественное Великое славословие. Становятся на колени даже во время пения на литургии молитвы Господней. Но если какую другую, то наипаче сию, данную самим Господом молитву сыновнего дерзновения, не подобает сопровождать не только коленопреклонениями, но и обычными поясными поклонами, а только в начале ее, поется ли она или читается в храме или дома, подобает оградить себя крестным знамением, как всегда пред началом чтения из Священного Писания, и не полагая поклона, откровенным лицом мысленно взирать ко Отцу Небесному. Лишь по окончании всей молитвы, при заключительном возгласе, должно осенить себя крестным знамением и соотворить поясной поклон. Характерную иллюстрацию того, как по мере знакомства с обмирщенным христианством Запада православные русские люди стали больше смотреть на землю, чем на небо, как постепенно они стали забывать о своем Богом дарованном сыновстве и проникаться главным образом сознанием своего рабства, – характерную иллюстрацию этого мы находим в нашей иконографии, в частности в изображениях посещения Богоматерию преподобного Сергия Радонежского. В XVI веке, когда русские люди еще твердо помнили о своем сыновстве, на иконах явления Богоматери преподобному, напр., на иконе, написанной в 1588 г. (Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909, стр. 192) и находящейся в иконостасе Троицкого собора Лавры над южной алтарной дверью, преп. Сергий и его ученик изображены стоящими прямо. Они, как равные с равными, предстоят пред небожителями, откровенным лицом взирают на Богоматерь и внимают Ее словесам. Только в знак благоговейного предстояния преподобных Богоматери они изображены со слегка наклоненными главами, в то время как сама Богоматерь, в знак милостивого Ее благоволения к преподобному, изображена даже с несколько большим наклоном главы, чем как изображены преподобный и его ученик. На иконах, писанных в XVIII веке, преподобный Сергий и его ученик изображаются уже стоящими пред Богоматерию на коленях. Потом стали изображать ученика преподобного Сергия не только стоящим на коленях, но и закрывшим лицо свое мантиею. А на написанной в средине прошлого столетия картине (снимок с которой был у меня, но, к сожалению, затерялся и я не могу вспомнить фамилию художника), и преподобный Сергий и преподобный Михей изображены повергшимися ниц пред Богоматерию в чувстве рабского трепета. Правда, в собрании Н. П. Лихачева есть образ «Сергиева видения» начала XV века, на котором преп. Сергий изображен коленопреклоненным. Снимок с сего образа дан в «Истории русского искусства» И. Грабаря, том VI, стр. 99. Но при внимательном рассмотрении этого образа нетрудно установить, что здесь древнерусский иконописец изображает преподобного не во время более или менее длительной беседы его с Богоматерию, а лишь короткий момент первой встречи. Как известно, в древней Руси не только монахи, но и все миряне при встрече их с старшими и уважаемыми людьми, приветствуя их, кланялись им до земли. Естественно, что и преподобный Сергий, узрев Царицу Небесную, с благоговейным восторгом повергся пред Нею ниц. Но это был только первый приветственный поклон для принятия благословения от Высокой Гостьи, а не стояние на коленях на все время беседы. И преподобный, преклонившийся до земли, изображается начинающим уже вставать. Его глава не склонена вперед книзу, а даже несколько откинута назад, что естественно при вставании. Земли касается лишь одно левое его колено, правая же нога уже приподнята и опирается на землю своею ступней. А ученик, находящийся внутри келии и созерцающий видение из некоторого отдаления чрез отверстую дверь, стоит в совершенно прямом положении, лишь слегка склонив главу.
Типикон и соборы.
Типикон, гл. 49
На Буди имя господне: поклоны 3. и абие упраждняются совершенно в церкви бываемыя поклоны: В келлиах же даже и до великаго пятка совершаются. Повечерие глаголем малое, и поем трипеснец великаго четвертка, глас 6, творение кир андреа критскаго. ирмос по дважды, по предписанному, последи ирмос оба лика вкупе. По трисвятом кондак: Хлеб прием: и прочее повечерия малаго, по обычаю: и отпуст. и творим поклоны три вси равно косно, и бывшей молитве от предстоятеля, отходим в келлии своя.
Типикон, гл. 48, 25 декабря, 4-е «зри»:
«Разумно же буди и о сем, яко от Христова Рождества и до святых Богоявлений, никакоже пост, ни коленопоклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях».
Типикон, гл. 2. «Чин великия вечерни, сиесть бдения всенощнаго и утрени воскресныя, в нейже и чин о панагии»: «И приходит предстоятель един, и творит поклоны два, таже целует Евангелие, и паки творит поклон един: [не до земли творит поклоны, но малыя, приклоняя главу, дондеже рукою достигнет до земли. В неделю бо и Владычний праздник, и в Пятдесятницу всю, колена не приклоняют.]»
Трул. 90: «От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем воскресение».
I Всел. 20: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояще приносят молитвы Богу».
Дальше я вынужден был спросить живых, настоящих священников, написал двум, ответили трое, т.к. подключился один из духовников батюшки.
Выяснилось, что один отец кладет поклоны всегда, даже вовремя, когда они не рекомендуются (исходя из текста выше), второй отец кладет поклоны только раз в неделю (речь тоже о промежутке, когда они не рекомендуются), духовник священника совсем не кладет земные поклоны в промежутке между Страстной пятницей и Пятидесятницей.
Из беседы я понял, что даже в одном приходе и в одном алтаре, могут быть отцы, которые делают по-разному.
Решил напоследок проверить, что же говорит о земных поклонах патриарх Кирилл.
"Вы затрагиваете вопрос, конечно, касающийся обрядовой стороны дела, но обряд важен, обряд дисциплинирует.
...
Действительно, в воскресные дни не полагается совершать земных поклонов, но в какое время и в каких местах это было актуально?
Все это имело значение в жизни монастырей, а также в жизни тех приходов, где каждый день совершались богослужения и где прихожане каждый день посещали храм. Вот так и получалось, что 6 дней кланялись, делали земные поклоны, молились, а в 7й день, воскресный день, ради праздника освобождались от этого вида благочестия. Несколько облегчали условия молитвенного подвига. Но, а что сейчас происходит? Люди в течение недели не приходят в храм. Единственная возможность помолиться в воскресенье, а сердце требует, может быть именно такого выражения религиозного чувства. Вот во время акафиста "Неупиваемая чаша" опуститься на колени и просить Господа о помощи людям подверженным воздействию алкоголя. Ну разве можно запретить людям молиться на коленях?
Я думаю, что есть только одно исключение, когда мы должны очень четко выполнять устав - это время Святой Пасхи. Последний раз в среду на страстной седмице совершаем коленопреклонение и до Троицы не должны совершать этого коленопреклонения, и в воскресные дни и в будничные дни, потому что коленопреклонение начинаем совершать после прочтения особых коленопреклоненных молитв в День Святой Троицы, вот в этот период полагаю, нужно строго придерживаться устава о земных поклонах".
Видимо, это вопрос, в котором нет единого мнения, каждый должен разобраться сам и принять решение.
Если кратко, то, четко о земных поклонах, а не о коленопреклоненной молитве говорят:
Типикон, Никифор Исп., прп. Иосиф Оптинский, прп. Макарий Оптинский, священники из епархиальных ведомостей нач. 20го века.
Остальные же отцы и священники упоминают лишь о коленопреклоненной молитве.
p.s. На текущий момент я нашел только то, что в статье, если у вас есть чем дополнить эту статью, напишите, укажите ссылку на святого или другой убедительный документ.
Христос Посреди Нас!