АрмИнфо. В Армении началась стагнация в сфере кредитования. Об этом свидетельствует ощутимый рост банковской прибыли за счет высокой активности сделок с валютой и ценными бумагами, а не за счет основной статьи доходов – кредитования. По данным Финансового Рейтинга Банков Армении на 31.03.2022г, подготовленного ИК АрмИнфо, в I квартале текущего года рост доходов банков от кредитования составил мизерные 0,3%, тогда как доходы от валютных операций взлетели в 8,6 раз, а от сделок с ценными бумагами - на 32%, благодаря чему чистая прибыль системы увеличилась на 59% годовых.
Как считают аналитики аффилированного с АрмИнфо рейтингового агентства AmRating, подобное состояние банкинга, как ни странно, происходило на фоне не только восстановившегося, но и опередившего доковидные, темпы экономического роста - в I квартале на уровне 8,6% годовых. Ускорение показали почти все сферы экономики, за исключением просевшего на 5,4% агросектора. Причем, драйверами роста выступили сфера услуг (22,2%) и энергокомплекс (16,7%), и в сравнительно меньшей степени торговый сектор (7,6%), а также сфера строительства (6,2%) и промсектор (3,1%). Примечательно, что фактически в этом восстановительном процессе банковская система страны почти не участвовала. А уже к апрелю 2022 года темпы кредитования упали до 0,01%, причем со сильным спадом корпоративного сектора и замедлением роста кредитной розницы.
Как отмечают аналитики для примера, и в качестве сравнения, в доковидном 2019 году в I квартале экономический рост был скромнее – 6,5% годовых и исходил в основном от сферы услуг (17,3%), сферы строительства (10,8%), торгового сектора (10,1%) и лишь на 2% от промсектора. Но при этом объемы кредитования в I квартале 2019г показывали рост на 14,2% годовых, в частности с ускорением восходящих темпов как корпоративного кредитования (до 7,3%), так и розничного (до 30,3%), в том числе ипотеки (до 29,6%).
Аналитики убеждены, что вероятность будущего улучшения ситуации на рынке кредитования мала судя по негативным прогнозам, как международных структур, так и самого Центробанка РА, предрекающих на 2022 год сильное замедление роста ВВП Армении в диапазоне от 1,2% до 1,6%.
Такую экономическую перспективу они связывают с русско-украинским конфликтом и беспрецедентными масштабами антироссийских санкций Запада.
Нет худа без добра
Армения, в свою очередь, как страна-реципиент, тесно связанная с Россией по ключевым макроэкономическим индикаторам, а также денежным переводам, становится опосредованной мишенью санкционной войны. Тем не менее, примечательно, что в этих условиях Армения, ставшая точкой релокации небольшой части российского ИТ сообщества и облегченным направлением для туризма, сумела поддержать свою финансовую устойчивость, позволив банкам за счет резко возросших валютных сделок удержать высокие темпы роста прибыли. Успешная финансовая абсорбция больших денежных потоков благотворно повлияет на такие сферы банкинга как развитие карточного рынка, а также, не исключено, и на рост ипотеки. Отрицательно повлиять на эту спасительную тенденцию могут лишь внутренняя и внешнеполитическая нестабильность.
Между тем, спецоперация на Украине продолжается, пакеты антироссийских санкций увеличиваются, а Китай и Иран (наряду с Россией лидирующие доноры Армении), не присоединившиеся к этому процессу, готовятся к санкционному противостоянию с США и их союзниками. Это негативно влияет как на мировую экономику в целом, так и в частности на ВВП США, стран Европы, Азии и других регионов, что, конечно же, сказывается не лучшим образом и на Армении, торгово-экономические и финансовые отношения которой хоть и в большей степени связаны с Россией, но только ею не ограничиваются. Углубление этой ситуации и тотальность неопределенностей выхода из нее снижает вероятность восстановления доковидных темпов экономического роста, что в свою очередь тормозит действия банков по выводу кредитования из стагнации, а при более затяжном развитии санкционного режима может привести к проседанию кредитного рынка и неминуемой потери прибыли.
И, тем не менее, аналитики CRA AmRating считают, что Армения, для которой Россия, затем Китай и страны ЕС (в основном, горнорудное сырье) выступают на сегодняшний день основными торговыми партнерами, имеет шансы выйти из сложившейся глобальной экономической и геополитической кризисной ситуации без существенных потерь с обеспечением в 2022 году роста экономики в диапазоне 2-2,5%.
Прибыль вопреки
А пока чистая прибыль банковской системы Армении за I квартал достигла 30.8 млрд драмов ($63.3 млн), из коих 23 млрд драмов были получены от купли-продажи валюты. Доход от операций с ценными бумагами по итогам отчетного квартала достиг 27.2 млрд драмов ($56 млн). А доход от кредитования, почти не сдвинувшись с места, составил 107.2 млрд драмов ($220.5 млн), причем в мизерном плюсе динамика этого показателя удержалась за счет 42%-го увеличения ипотечного портфеля до 711.1 млрд драмов ($1.5 млрд – 16,5% в кредитном портфеле, против 8,5% в 2019г).
В структуре кредитного портфеля стали проседать объемы корпоративного кредитования – на 3,1%, при сохранении сдержанных темпов роста розничного на уровне 7,1%, в то время как годом ранее обе статьи показывали почти одинаковый рост на 7,2-7,4%, сильно уступающий 17,4-32%-му росту доковидного сопоставимого периода. Причем, уменьшение объемов корпоративного кредитования наблюдается по всем отраслям, за исключением строительного сектора. В частности, объем кредитов промсектору сократился на 7,1%, сферам транспорта и связи – на 24,6%, торговому сектору – на 4%, сфере общепита и услуг – на 1,1%, и лишь кредитование сферы строительства и агросектора удержалось в росте - соответственно на 21,5% и 15,8%, что по всей вероятности и не позволило корпоративному портфелю просесть весомее. Торможение темпов уже просматривается в кредитовании сферы МСБ - с 11% до 6,3%. И на этом фоне примечательны весомый рост по лизинговым операциям – на 34%, ощутимое замедление роста факторинговых сделок до мизерных 3%, и сокращение портфеля аккредитивов и банковских гарантий на 6%.
При этом розничное кредитование, поддерживаемое в росте в большей степени ипотекой, и в меньшей кредитами под залог недвижимости и автокредитами, по остальным видам ссуд – овердрафтам, кредитным картам, ломбардным кредитам - также как и корпоративное кредитование начинает процесс проседания.
Токсичность пока под контролем
Неработающие кредиты (NPL) к концу I квартала сократились на 28% годовых до 332 млрд драмов ($683 млн, с учетом безнадежных ссуд), но параллельно наметился спад здоровых (стандартных) кредитов - на 0,2% до 3.6 трлн драмов ($7.4 млрд), в то время как в сопоставимый период 2021г наблюдалась обратная картина – поскок NPL на 48% сопровождался 3,2%-ым ростом стандартных кредитов. В результате, доля NPL в кредитном портфеле снизилась в годовом разрезе с 11% до 7,7%, а в активах – с 6,9% до 4,6%.
Однако доминанта NPL продолжает скапливаться в потребкредитах (с учетом ипотеки), достигнув 43% с прошлогодних 35%, и их львиная часть, как и ранее, приходится на высоко рискованные группы – сомнительную и безнадежную. Причем, в быстро растущих ипотечных кредитах скопилось лишь 4,2% NPL (против прошлогодних 3,1%). Второе место по доле NPL занимают кредиты торговому сектору – 12% (против прошлогодних 11%), на третьем – сфера общепита/услуг – 7% (против прошлогодних 6%), на четвертом – агросектор – 6% (против прошлогодних 7%), на пятом промсектор - 5,5% (против прошлогодних 5,2%), на шестом - сфера строительства – 2,2% (против прошлогодних 3,2%), и на седьмом – сфера транспорта и связи – 1,3% (против прошлогодних 1,5%).
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Однако, международный формат представления кредитного риска (по IFRS9), не обязывающий указывать отраслевую разбивку по группам риска и категорию высоко рискованных ссуд, не полностью отражает картину реального качества кредитного портфеля и наличия в нем токсичных ссуд (NPL). Для подсчета близких к реальности отраслевых объемов просроченных ссуд и, следовательно, их доли в кредитном портфеле и активах, рейтинговая служба ИК АрмИнфо запрашивает у банков необходимые дополнительные данные. На факт неполного отражения кредитного риска в публикуемых балансах армянских банков, из-за перехода на новый формат, не раз указывали в своих отчетах и крупнейшие рейтинговые агентства мира. В своих прогнозах на 2023 год они ожидают возобновления роста кредитования, предупреждая о наличии риска возобновления роста неработающих ссуд.
---------------------------------------------------------------------------------------------------
По прогнозу аналитиков AmRating, растущая прибыль банковской системы Армении носит, скорее всего, краткосрочный характер, о чем уже сейчас сигнализирует стагнация процентных доходов от кредитных вложений с высокой вероятностью вхождения в спад, а продолжение этой тенденции в текущем году начнет продавливать общие доходы. На такой сценарий развития ситуации указывают снижающиеся объемы кредитования почти во всех отраслях (промышленность, торговля, транспорт и связь, общепит/сфера услуг), при набирающем обороты потребкредитовании, что повышает вероятность возобновления в текущем году роста неработающих кредитов (NPL), основная масса которых скопилась в безнадежной группе, особенно внушительно “проедающей” прибыль. Спасти ее за счет других статей активов маловероятно в связи с их незначительной долей в общих доходах. Поэтому в случае объемных списаний токсичных кредитов, продержать прибыль в росте на долгое время нереально. Как считают аналитики AmRating, возможность буферов капитала пополняться в случае проседания прибыли также снизиться.