Какой замысел у Бога о человеке и технике?
Есть ли у робота призвание? Такой вопрос был поставлен в Виттенберге на международной выставке, посвященной празднованию 500-летия европейской Реформации. Этой теме был посвящен стенд экспозиции павильона «Фабрика призвания» (Berufungsfabrik), а при входе в павильон гостей встречал плакат, утверждавший, что концепция профессии-призвания (Beruf) Лютера была настоящей революцией для христианства 500 лет назад.
Вопрос о призвании роботов в контексте понимания призвания как призыва свыше прозвучал очень неожиданно. Похоже, что само обсуждение места роботов, искусственного интеллекта (ИИ) и техники в целом в Божьем замысле о мире для многих христиан сегодня является не меньшим вызовом, чем утверждение Лютера, что «у сапожника, кузнеца, крестьянина... есть свое ремесло, должность и дело, и все же все они в одинаковой мере являются посвященными священниками и епископами», сделанное им 500 лет тому назад.
Какое отношение роботы и искусственный интеллект имеют к планам Творца о нашем мире? Не человек ли выдумал эти умные машины? Причем здесь Бог? Из христианской картины мира можно продолжать исключать информационные технологии и технику в целом, можно продолжать считать, что техника и духовность друг с другом вообще не связаны. Технику можно не только не замечать, ее можно еще и демонизировать. Зададимся, однако, таким вопросом: не является ли такое отношение к технике «страусиной» тактикой, попыткой избежать вызовов настоящего и будущего?
Если робототехника, ИИ и другие современные технологии не связаны с Божьим замыслом о мире или противоречат ему, то какую духовную оценку нужно дать научно-техническому прогрессу? Это продолжение восстания человека против Творца? Если думать так, то христианам следует порвать со всем, что восстает против Бога! В свое время часть верующих так и поступала, не пуская в свои жизни медикаменты, телевидение и другие «мирские» технические новшества.
А что если в Божьем замысле все же есть место технике? Возможно ли, что роботы, искусственный интеллект и биокибернетические технологии задуманы Творцом для того, чтобы мир был приведен в некоторое соответствие с Его замыслом? Понятно, что сотворенное человеком несовершенно и подвержено извращениям и злоупотреблениям вследствие греховности самой человеческой природы. Но стоит ли технику считать не совместимой с Божьим замыслом из-за того, что подчас она служит злу? Человек тоже порой творит дьявольские вещи, но от этого Божий замысел о нем и Божий образ в нем не пропадают. В злом человеке Божий образ не проявлен, но он есть! Итак, если нечто находится на службе у зла, это не свидетельствует однозначно о том, что у Творца нет о нем благого замысла.
Какова же роль техники в замысле о Творении? Многие христиане с радостью пользуются благами современных технологий, но при этом богословию техники, богословию роботов и ИИ уделяется очень мало внимания. А это означает, что на идейном уровне христианство игнорирует эту сферу развития общества, не относя ее к вопросам веры и духовности. В догоняющем режиме христиане занимаются этической рефлексией развития технологий, указывают на недопустимость или опасность того или иного их использования. Однако чтобы техника служила Творцу, требуется большее — нужно богословское обоснование использования техники и технологий, нужно оправдание техники, где под оправданием подразумевается проведение границ между правдой и неправдой, между соответствием и несоответствием техники и технологий Божьему замыслу о Творении.
Сделаем смелое предположение, что техника, включая роботов, ИИ, биокибернетические технологии, является частью Божьего замысла о Творении. В Писании ничего об этом не сказано — ни хорошего, ни дурного. Вспомним, что Библия мало что сообщает и про замысел Бога об ангелах, архангелах и других сущностях духовного мира. Отсутствие в библейских текстах развернутой информации об элементах мироздания не означает, что замысла о них нет.
Как же подойти к осмыслению возможного места техники и информационных технологий в замысле Творца о мире? В отличие от природного мира они не являются изначальной частью Творения. Техника создает другую, техногенную природу, которую для различения с природным миром как природой первой называют второй природой, а информационный мир иногда именуют природой третьей. Важно помнить, что, если объект или инструмент не упомянуты в истории сотворения, приведенной в первых главах Бытия, это не означает, что их нет в Божьем замысле о мире. Рассмотрим это утверждение на следующем примере.
Первые две главы Книги Бытие описывают Творение как создание природного мира. Первые люди находятся в саду, в природном состоянии. Они живут без одежды, ничего не известно о наличии у них домов, технических приспособлений и инструментов. В истории об Эдеме нет сведений о строительстве городов. Впервые Библия упоминает о строительстве города в связи с Каином — первым однозначно негативным представителем человеческого рода. Значит ли все это, что города стали местом обитания падших людей? На основании экзегезы первой Книги Библии можно выстроить такую концепцию. Однако стоит заглянуть и в последнюю Книгу Библии, в Книгу Откровение, — и город предстанет совсем в ином свете. Небесный Иерусалим — город, где Бог обитает с человеком (см.: Откр 21), и это значит, что город в Божьем замысле существует и ему отведена важная роль в этом замысле, несмотря на то что в повествовании о сотворении мира упоминаний о городе нет.
В первых главах Бытия описано сотворение мира, закончилось ли оно тем, о чем мы узнали из этих глав? Что делает Творец после того, как природный мир создан и создан «хорошо весьма»? Интересны в этой связи слова Иисуса о том, что «Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также» (Ин 5:19). Они говорят нам о том, что Творение не завершилось тем, что мы знаем из первых глав Бытия. Творение как раскрытие замысла не прекратилось в Эдеме, оно продолжается. Те, кто видит Отца творящего, включая ученых, инженеров, предпринимателей, создателей социальных институтов, профессионалов в разных областях, способны участвовать в том, что творит Отец, а Он продолжает приводить мир к Своему замыслу о нем.
Реформаторы вслед за Лютером много говорили о труде по призванию (нем. Beruf, англ. Vocation). Такой труд — это участие в претворении Божьего замысла о мире в реальность. Замысел о мире еще не воплощен в полноте, поэтому Бог призывает нас творить вместе с Ним. Христос призывает нас следовать за Ним и быть Его учениками, ученик — это тот, кто, как и Сам Христос, творит волю Отца. Бог призывает нас «идти и сделать народы учениками Христа», то есть участвовать в Великом поручении, а также владычествовать на земле, возделывать свою часть в Творении Отца, заботиться о земле (поручение Адаму).
В свете участия человека в продолжающемся Творении и следует рассматривать вопрос о месте техники, робототехники, технологий искусственного интеллекта и других информационных, био- и кибертехнологий в реализации Божьего замысла о мире. Человек призван постигать и реализовывать Божий замысел о Творении. Обычная и интеллектуальная техника, как и более простые средства производства, является инструментом человека в той деятельности, которой он занимается. Забота, возделывание, управление Творением — вот одна сторона деятельности, в которой современные технологии призваны помогать человеку. Свидетельство о радости Евангельской вести, помощь ученикам Христа — вот еще одна сторона деятельности, которая может быть доступна интеллектуальным системам.
Помимо Великого поручения и поручения Адаму есть и «наибольшая заповедь», о которой говорил Христос, — возлюбить Бога и возлюбить ближнего. Насколько робот и интеллектуальные системы будут способны являть любовь к Творцу своих творцов — это отдельная тема для обсуждения. А вот явить «любовь» к ближнему интеллектуальные механизмы способны, исполняя вторую часть первого закона робототехники Азимова: «робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред».
Законы робототехники сформулированы уже несколько десятилетий назад, но их алгоритмизация является серьезным вызовом, причем не только с точки зрения информационных технологий. С помощью какого философского или богословского аппарата можно «перевести в цифру» понятия «польза» и «вред»? Насколько допустимо защищать человека от причинения вреда самому себе? Как действовать в ситуациях, когда польза для одного человека есть вред для другого? Ряд сложных вопросов бросает серьезный вызов профессионалам — разработчикам технологий искусственного интеллекта. Научная фантастика уже давно ищет ответы на эти вопросы. Пора и христианам ответить на вопросы о том, для чего Богу роботы и как ИИ может помочь человеку в воплощении Божьего замысла о Творении.
Автор статьи — Алексей Леонидович Горбачев,
Магистр богословия, кандидат психологических наук, ректор Евроазиатской богословской семинарии.