Христианские сюжеты в эскизах Святослава Рериха (25 марта 2022 – 5 июня 2022)
На выставке представлены эскизы Святослава Рериха из собрания Музея Николая Рериха (Нью-Йорк), посвященные христианским, в основном, евангельским сюжетам.
Святослав Николаевич Рерих обращался к христианству в своих картинах на протяжении всего своего творческого пути. Значительная часть работ, написанных на евангельские и ветхозаветные сюжеты, были созданы перед и во время Второй Мировой войны, они наполнены предзнаменованиями страшной угрозы, нависшей над миром и культурой. В 1939 году Святослав Рерих пишет триптих «Распятое человечество». Позже, в 1943 и 1944 годах Святослав Николаевич пишет множество эскизов и этюдов к картинам «Христос с учениками» (1944), а также «Пиетá» («Оплакивание») (1960), первый вариант которой был написан в сороковых годах. К сожалению, на данный момент местонахождение этого варианта неизвестно. Синхронно с разработкой сюжетов картин «Христос с учениками» и «Пиета» Святослав Николаевич работает над сюжетом встречи Христа и Марии Магдалины (станковой работы на этот сюжет не известно).
В эскизах и этюдах Святослава Николаевича на христианские сюжеты мы видим его трепетное отношение к Евангелию, вдумчивое прочтение Ветхого завета. Эскизы, написанные маслом, отличаются яркими цветами и быстрым широким мазком, который создает динамичную композицию, воздух на работах дрожит, а пространство искажается под величием момента.
Выставка «Держава Рериха» (1 сентября 2021 – 5 июня 2022)
Посетители музея могут ознакомиться с обновленной экспозицией «Держава Рериха» – которая является завершающей частью одноименного межмузейного проекта, соединявшего на разных этапах экспонаты из Музея-института семьи Рерихов (организатор), Государственного музея искусства народов Востока, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Псково-Изборского объединённого музея-заповедника, Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Название проекту и выставке дал очерк Леонида Андреева, в котором писатель называет всеобъемлющее и многогранное творчество Николая Рериха «державой, коей он единственный царь и повелитель».
В настоящей экспозиции представлены произведения Николая и Святослава Рерихов из собрания Государственного музея искусства народов Востока (ГМВ), документы, открытки, книги и другие предметы из собрания Музея-института семьи Рерихов. Художественное наследие Николая и Святослава Рерихов в собрании ГМВ представляет собой одну из крупнейших коллекций живописи этих художников в мире. Их произведения, на которых запечатлены Россия, Центральная Азия, Индия, являются главной частью выставки, рассказывающей также о деятельности семьи Рерихов по защите культурных ценностей.
Выставка работ художника Ивана Журавлёва – «Тэнгри. Великое Небо» (3 июня 2022 – 15 июня 2022)
На выставке представлены 20 живописных работ, выполненных по результатам поездки в Монголию в 2018 году и посещения культурно-исторического парка «Монголия XIII века», а также пустыни Гоби. Картины художника отражают своеобразную красоту монгольских равнин в обрамлении холмов и гор.
Как пишет сам художник: «Меня поразили ландшафты этих степей, которые перетекали в холмы, а холмы в скалы, и всё это создавало ощущение замершего времени. Несколько дней гуляя под моросящим дождём среди огромных камней, я почувствовал то ощущение свободы и спокойствия, которое смог сохранить и по сей день, и которое пытался передать в этих мотивах».
Великую загадку Монголии отмечал в своё время Н. К. Рерих, который считал эту страну «носительницей наиболее сильного жизненного потенциала Центральной Азии». Подобные чувства близки нашему талантливому современнику Ивану Журавлёву, который своими работами даёт зрителю возможность и задуматься, воздействуя необычными ракурсами, и полюбоваться безбрежными степями и «Вечным Синим Небом», Тэнгри, посланником которого когда-то объявил себя Чингизхан.
Цикл тематических экскурсий «Прогулка по особняку петровской эпохи» (25 мая 2022 – 15 июня 2022)
Мы рады анонсировать тематическую экскурсию «Прогулка по особняку петровской эпохи», приуроченную к 350-й годовщине рождения императора Петра Великого.
Особняк, в котором ныне располагается Музей-институт семьи Рерихов, причастен к событиям петровской эпохи, так как его строительство инициировано указом 1719 года «О строении на Васильевском острову владельцам домов по числу дворов, стоящих за ними в поместьях и вотчинах». Заказчиком дома и первым его владельцем стал петровский сподвижник А.И. Репнин. Тогда застройка домов вдоль набережной велась по «образцовому» проекту генерал-архитектора столицы Жана Батиста Леблона.
Пожалуй, наибольший интерес, в более чем 300-летней истории дома, представляет период к. XIX – нач. XX вв., когда особняком владел академик исторической живописи и коллекционер М.П. Боткин. Интерьеры, которые посетители смогут увидеть во время экскурсии – боткинского времени. Это и резные пилястры, и резная скамья, украшающие парадную лестницу, и резные двери анфилады парадных залов, и полихромные изразцовые камины и печи, изразцы к которым выполнены в русском стиле.
Гости узнают, почему дом раньше называли «домом-музеем» еще при жизни последнего владельца М.П. Боткина, какие известные личности посещали особняк во время проведения литературных и музыкальных вечеров, как личный предмет Н.К. Рериха – шкаф, находившийся в рабочем кабинете его квартиры, связан с эпохой Петра I.
Экскурсии будут проходить целый месяц по средам (25.05, 01.06, 08.06, 15.06) в 19:00.
Напоминаем, что петровские экскурсии проводятся бесплатно, по цене входного билета в музей (200 руб. – взрослый, 100 руб. – льготный).
Рекомендуется записываться на экскурсии по тел. (812) 327-35-06 или приобретать билеты заранее https://vmuzey.com/event/obzornaya-ekskursiya-po-muzeyu-institutu-semi-rerihov
Выставка «Агван Доржиев. Учёный и дипломат, принёсший буддизм в сердце России». (19 мая 2022 – 18 сентября 2022)
Впервые петербуржцам и гостям нашего города предоставлена возможность познакомиться с экспозицией, посвященной великому бурятскому дипломату ламе Агвану Лобсану Доржиеву, известному далеко за пределами России. На выставке собраны самые яркие материалы из петербургских коллекций, характеризующие столь значимый для буддистов России и мира петербургский период биографии Доржиева.
Обладая колоссальной духовной мудростью, неистощимой энергией и глубоким состраданием, Агван Доржиев посвятил свою жизнь развитию учения Будды в России в самый сложный и непредсказуемый исторический период. Насыщенная внешнеполитическая деятельность Доржиева, выступавшего с дипломатической миссией для сближения России, Тибета и Монголии, никогда не расходилась с принципами и обетами, которые он соблюдал, будучи монахом высших духовных посвящений. Маневрируя между политическими силами тех лет, пренебрегая опасностью, которой подвергалась его собственная жизнь, Доржиеву удалось сблизить Россию с буддийским миром, усилить связи между выдающимися буддийскими деятелями Бурятии и востоковедами Санкт-Петербурга; благодаря его инициативе появился и первый в Европе буддийский храм – Дацан Гунзэчойнэй.
В состав организаторов проекта, помимо Музея-института семьи Рерихов, входят Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» и Фонд развития буддийской культуры. Экспозиция сформирована при участии Государственного Эрмитажа, Государственного музея истории религии, Института восточных рукописей РАН, Дома-музея семьи Рерихов в Улан-Баторе и петербургского коллекционера Игоря Михайловского.
Выставка «Путь художника. Живопись и графика С. Н. Рериха из собрания Музея Николая Рериха» (27 декабря 2022 – 20 ноября 2022)
Живопись и графика С. Н. Рериха из собрания Музея Николая Рериха», где представлено более двух тысяч произведений Святослава Рериха.
Выставочный проект, организованный совместно с Музеем Николая Рериха (Нью-Йорк), продлится два года, в течение которых вниманию посетителей Музея-института будут поэтапно показываться коллекции эскизов к известным полотнам, этюдов, карандашных набросков Святослава Рериха, созданных в разных жанрах на протяжении десятилетий.
Выставка «Следы древних путников: менгиры, оленные камни, херексуры…» (27 декабря 2021 – 26 декабря 2022)
На выставке представлены уникальные материалы 2018 и 2019 годов, полученные Тувинской археологической экспедицией Института истории материальной культуры РАН совместно с Музеем-институтом семьи Рерихов.
Эти исследования проведены на юге Овюрского района Республики Тыва, на границе России и Монголии. Район изобилует памятниками древней истории: наскальными изображениями, каменными изваяниями, курганными могильниками. Здесь обнаружены древнейшие артефакты каменного века. И они свидетельствуют о том, что эта территория была заселена 100 тысяч лет назад.
Главные объекты изучения находятся на северном берегу озера Убсу-Нур около горы Дус-Даг – «Соляной горы». Эти памятники сосредоточены около горы Кара-Туруг на правом берегу р. Торгалык, выявлены наскальные рисунки и погребальные комплексы различных исторических эпох.
Обновлённая экспозиция «Восточный кабинет» (12 марта 2018 – 13 марта 2025)
В экспозиции представлены картины Николая и Святослава Рерихов из собрания Государственного музея Востока. Вместе с видами Индии, Тибета, Монголии, запечатленными на его полотнах, вниманию посетителей предлагаются работы Святослава Рериха, а также редкие книги и фотографии, личные вещи и другие предметы, знакомящие посетителей с темой Востока в научном и творческом наследии семьи Рерихов.
Выставка «Служители Мельпомены школы Карла Мая кинематографу»
В Музее истории школы Карла Мая (отдел Санкт-Петербургского государственного Музея-института семьи Рерихов; В.О.; 14-я линия, дом 39), открылась выставка, посвящённая выпускникам и ученикам школы К. Мая, которые внесли значительный вклад в киноискусство.
Среди них представители известных фамилий, такие как К. Н. Бруни, Р. М. Добужинский, Ф. Ф. Беренштам и другие. Советский кинооператор, кинорежиссёр, сценарист, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР П. В. Клушанцев стал общепризнанным «крёстным отцом» и учителем тех деятелей кино, которые посвятили себя жанру фантастики. Он совместил научно-популярное кино с научной фантастикой и считается родоначальником этого жанра в мировом кинематографе. Это автор множества изобретений, кинотрюков, технических приспособлений, методов и приёмов комбинированных съёмок, многие из которых заимствовали кинематографисты разных стран.