Найти тему

Отрицание необходимости

«…Вот тогда неизбежное
Маски мрачные снимет,
Мы останемся прежними,
Только станем другими…»
(Татьяна Ляшенко)

В детстве любая необходимость тяготит, воспринимается, как ненужное и злонамеренное лишение: садик, школа, уроки, уборка, вынос мусора, … – всё, что лишает комфорта, что заставляет напрягаться (особенно регулярно) ради того, что выходит за рамки понятных, очевидных смыслов в виде получения чего-нибудь приятного.

Для ребёнка необходимость несправедлива, а жизнь родителей с однообразным «дом-работа-дом-работа…» представляется невыносимо скучной, возмущает и вызывает сопротивление: «Что и я так буду жить, когда вырасту? Ну, уж нет! Не хочу работать!»
И лишь с возрастом, выбирая и осваивая самостоятельность, отношение к работе и её необходимости меняется: «Хорошо, когда есть работа! Плохо, когда её нет…»

Взрослея, понимаешь, что необходимость является не только одним из основных условий жизни, но и её благо!

Необходимость побуждает к действиям, к изменениям. Если для того, чтобы человеческому существу выучиться на человека, необходима лишь погружённость в человеческую среду, то для того, чтобы стать личностью – необходимо преодоление трудностей, совершение поступков, опыт личных выборов. А они совершаются лишь в ситуации необходимости – когда невозможно обойти проблему. Без необходимости, в которые человека ставят обстоятельства, не развивается даже мышление.

Видение необходимого, позитивное отношение к нему, готовность преодолевать проблемы, ставить задачи и решать их отличает взрослого, зрелого человека от желающего лёгкой жизни и требующего от мира заботы и обслуги ребёнка.

Отрицание необходимости, избегание самостоятельного решения проблем своей жизни является одной из существенных внутренних причин, которая и порождает эти проблемы, а также зачастую является условием для развития таких состояний, как депрессия, тревожность, фобии, навязчивости и пр.

© В.В. Ляшенко, психолог

http://v-psy.ru

Статьи автора