Чем пробиваются невидимые стены?
От небольшого административного здания, где расположена Ириклинская станция гидрометеоцентра до технической зоны Ириклинской ГРЭС – не больше ста метров. И ещё метров двести по прямой до научной станции ФГБВУ «Центррегионводхоз».
Стоя рядом с этими зданиями, я пытался ощутить на себе глухую стену, отделяющую одно от другого. Она должна была быть. Но её не было.
Была техническая площадка энергетиков, на которой ничего не росло. За её забором находился настоящий зелёный оазис с соснами, яблонями, травой и кустами, окружавшими небольшое офисное здание Центррегионводхоза.
Но никакой реальной стены между этими двумя мирами не было.
Стена была невидимой.
Под колпаком режимного объекта
Тот, кому однажды довелось находиться на крупных электростанциях, наверняка помнит, как непонятно отчего у него вдруг отключались все телефоны и гаджеты. Мощные электрические поля вырабатываемой электроэнергии создавали такие помехи, которые напрочь заглушали любую связь, кроме только что проводной.
Из-за этого в технической зоне энергетических объектов, как правило, бесполезны смартфоны и мобильники. А интернет возможен лишь при проведении дополнительной линии оптико-волоконной связи.
На крупнейшей в Оренбургской области Ириклинской ГРЭС диаметр воздействия электрических полей доходит до километра. Так что привычная нам связь здесь работает с большими перебоями, если работает вообще.
Однако место, где расположена эта самая ГРЭС, - и удобное, и живописное, - с самого начала заполнения огромного Ириклинского водохранилища привлекало к себе внимание не только энергетиков.
С одной стороны от ГРЭС расположился современный посёлок Энергетик, с другой – у самой кромки воды - оказались учреждения тех ведомств, которым полагалось следить за погодой и чистотой окружающей среды.
В 1990-е здесь же обосновались коммерческие предприятия, добывающие, выращивающие и перерабатывающие рыбные ресурсы Ириклы. А ещё – турбаза и пионерский лагерь, попасть в который ещё с советских времён было мечтой любого школьника восточного Оренбуржья.
Но если у баз отдыха, находившихся в некотором отдалении от промзоны станции, связь ещё худо-бедно работала, то гидромету и водоохранным экологам, чьи офисы граничили с ГРЭС, ловить сигнал было бесполезно.
Росгидромет с помощью Ростелекома всё-таки сумел завести к себе подземную линию оптиковолоконной связи. Но дальше вести кабель под землёй было просто невозможно. Строившаяся в советские времена гидроэлектростанция была надёжно укреплена по всему периметру бетонными плитами. Ими некогда были выложены все подъездные пути, все территории, граничащие с промышленной зоной объекта. И прокладывать в этих бетонных основаниях кабель просто не имело смысла.
Специалисты Центррегионводхоза пытались, было, договариваться с энергетиками по поводу проведения воздушных линий. Но у хозяев территории были на них свои планы. Да и установка столбов тоже была делом не лёгким.
Одним словом, в один прекрасный день между экологами и всей остальной цивилизацией вдруг выросла настоящая стена. Невидимая, но реальная. И как её пробить, никто не знал.
Все мы способны на большее
Выход из сложившейся ситуации подсказали технические специалисты ПАО «Ростелеком». Если нет возможности провести кабель, а мобильную связь заглушают электрополя, то можно перебросить «радиомост». Для этого понадобятся две мощных антенны, специальное оборудование. Но главное, - это чтобы обе антенны находились в зоне видимости друг для друга.
Ситуация упрощалась тем, что и Росгидромет, и Центррегионводхоз уже являлись постоянными клиентами Ростелекома. Поэтому общее согласование много времени не заняло.
В начале весны была составлена техническая документация, а в последние дни мая уже состоялось подключение оборудования. И специалисты лаборатории Центррегионводхоза смогли отправить на федеральный уровень документы по мониторингу состояния воды Ириклинского водохранилища.
- Вы даже не представляете, насколько упростилась наша работа, - признавалась начальник отдела эксплуатации и контроля качества воды Наталья Костина. – Когда скорость интернета была на уровне всего полутора Мегабита в секунду, когда связь всё время прерывалась, когда невозможно было связаться с нашим центральным руководством... Ведь все отчёты приходилось из дома отправлять! Сейчас при скорости в 30 Мегабит в секунду мы можем пользоваться не только почтой и специальными программами. Теперь появилась возможность закупить новое современное оборудование для мониторинга химического состава воды на водохранилище.
Впрочем, скорость работы интернета уже на первом этапе работы «радиомоста» составила не 30, а все 100 МГБ. На эту скорость заказчик получил первую неделю тестового режима. А потом вернётся к своему первоначальному договору, пока не захочет увеличить скорость на любой, нужный ему уровень.
- Мы рады предоставить своим клиентам возможности надёжной устойчивой связи, - пояснил директор сервисного центра Адамовка ПАО «Ростелеком» Валерий Шутов. – Применяя технические решения к своей работе, мы всегда способны на большее. Что же касается технических характеристик оборудования этого «радиомоста», то он способен удерживать устойчивую связь на уровне 500 Мегабит в секунду.
Остаётся надеяться, что теперь и контроль качества воды «Ириклинского моря» возрастёт многократно. Так же, как и связь.