Эта гора совсем не высока – менее 1000 метров над уровнем моря. Но славой своей она превыше Эвереста, Эльбруса и Килиманджаро. На нее не поднимаются альпинисты, зато к ней каждый день устремляются бесчисленные толпы паломников со всего мира. Елеонская, или иначе Масличная, гора для всех христиан самая главная гора на Земле. Ибо здесь произошло Вознесение Господне.
Строго говоря, это даже не одна гора, а целых три, точнее невысокий горный кряж с тремя вершинами, протянувшийся с севера на юг вдоль восточной стены Иерусалима и как бы щитом прикрывающий город от наступления пустыни. Считается, что Елеонскую гору от Иерусалима отделяет тысяча шагов – всего один «субботний путь»: ровно столько позволительно было благочестивому иудею проходить в субботу. Чтобы добраться до Масличной горы, нужно выйти из Старого города через ворота Святого Стефана (Львиные ворота).
Известно, что Елеонская (Масличная) гора была особо любима Спасителем, и многие события, описанные в Новом Завете, произошли именно здесь. На Елеонской горе Иисус сделал остановку, перед тем как совершить Вход Господень в Иерусалим: «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников…» (Мф. 21:1). Здесь Он оплакивал участь Иерусалима: «А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они. <...> И когда приблизился к городу, то, смотря на него, заплакал о нем» (Лк. 19:37–41).
На склоне Масличной горы Спаситель поведал Своим ученикам о судьбе мира и Втором Пришествии: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? И какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:2–3). Здесь, в Гефсиманском саду, на западном склоне Елеонской горы, в ночь ареста Христос совершал Моление о Чаше. И с вершины Елеонской горы на 40-й день после Воскресения Спаситель вознесся к Престолу Отца: «И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50–51).
Южную возвышенность Елеонской горы называют «горой Соблазна», ибо считается, что на ней царь Соломон разрешил своим женам строить жертвенники Хамосу и Молоху. Северная часть носит название «Вири-Галилей» (в переводе – «мужи Галилейские»). По-другому это место называется «Малая Галилея». Согласно преданию, тут находился постоялый двор, в котором отдыхали приезжие из Галилеи. Здесь же Воскресший Христос явился ученикам Своим: «Когда они говорили о сем, сам Иисус стал посреди их и сказал им: мир вам» (Лк. 24:36). И в этом месте предстали перед Апостолами Ангелы в белых одеждах: «И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян. 1:10–12).
Именно средняя возвышенность Елеонской горы, согласно преданию, считается тем местом, где произошло Вознесение Господне, хотя в некоторой степени эти сведения расходятся с теми, что приводит евангелист Лука, который говорит, что Вознесение было близ Вифании, на юго-восточном склоне Елеонской горы.
Вся Елеонская гора буквально заполнена памятниками, святыми сооружениями и религиозными зданиями. На северной вершине находится кампус Еврейского университета в Иерусалиме, на средней – лютеранский центр с благотворительной больницей имени германской императрицы Августы Виктории, на южной – Спасо-Вознесенский женский монастырь.
На месте Вознесения Христа когда-то стоял круглый храм, построенный римлянкой Пименеей примерно между 330 и 378 годами. Он был без купола, чтобы все молящиеся могли видеть небо. К сожалению, в 614 году храм был разрушен персами, потом он был вновь отстроен Иерусалимским патриархом Модестом. И вновь разрушен…
Сейчас на этом месте находится часовня Вознесения – здание восьмиугольной формы с полусферическим куполом. Напротив западного входа, в полу часовни, обрамленный каменной рамкой, виден след левой стопы Господа (отпечаток правой стопы был вырублен из скалы и перевезен в мечеть Ель-Акса в Старом городе). Эта территория принадлежит мусульманам, и, чтобы попасть внутрь часовни Вознесения, надо позвонить у входа в колокольчик и уплатить за вход 5,5 шекелей. Христианское богослужение здесь разрешается проводить лишь раз в году – в праздник Вознесения Господня.
В двухстах метрах к юго-востоку от часовни Вознесения располагается Спасо-Вознесенский женский монастырь, находящийся в ведении Русской Духовной Миссии. Территорию для монастыря в 5,5 га приобрел в 1870 году архимандрит Антонин (Капустин). Во время раскопок здесь был обнаружен камень, на котором стояла Пресвятая Богородица во время Вознесения Сына Своего Иисуса Христа, – его сейчас можно увидеть справа от входа. Известен монастырь и своей знаменитой колокольней высотой 64 метра, которую называют «Русской свечой».
На колокольне в наши дни установлены 14 колоколов. Самый большой – весом в 5 тонн, 3 метра в высоту и более 2 метров в диаметре – был отлит в России на средства соликамского купца Александра Рязанцева. Его доставили в Иерусалим в 1885 году. Рассказывают, что когда колокол привезли из Одессы в Яффу, то арабы, подрядившиеся доставить его на Елеонскую гору, вдруг передумали и отказались. И тогда за дело взялись сами монахини и русские паломницы: с помощью веревок и полотенец они волоком потащили колокол к горе. Труднее всего оказалось поднять его вверх по склону. Несколько дней с раннего утра и до позднего вечера со словами молитвы: «Спаси Господи, люди Твоя!» – монахини и послушницы тянули пятитонный колокол вверх по склону, пока не водрузили его на колокольню.
Близ часовни Вознесения с южной стороны находится пещера, в которой свой подвиг совершала преподобная Пелагея Антиохийская. Ее история заслуживает отдельного рассказа. В V веке в Сирии жила красивая блудница Маргарита. Однажды, по молитвам епископа Нонна, она впервые посетила храм. Богослужение так потрясло ее, что она пришла в ужас от своей греховной жизни. Маргарита раскаялась и приняла святое Крещение с новым именем – Пелагея. После чего раздала свое имущество нищим и отправилась в Иерусалим. На Елеонской горе, близ места Вознесения Господня Пелагея устроила себе келью и стала вести строгую монашескую жизнь в покаянии, молитве и посте.
Неподалеку от пещеры преподобной Пелагеи находится место, где Спаситель научил своих учеников молитве «Отче наш». Теперь здесь – церковь Pater Noster («Отче наш»), принадлежащая монастырю Ордена кармелиток. Ее основала кузина Наполеона III – принцесса де ла Тур де ла Оверн. Всю свою жизнь она благоговела перед молитвой «Отче наш» и решила найти тот святой Грот, где Иисус общался со своими учениками и где он научил их Господней молитве. Бог помог принцессе: она нашла это место, выкупила его, а позже соорудила здесь церковь. Кстати, церковь Pater Noster в настоящее время украшают плиты с молитвой «Отче наш» на 165 языках!
Если от церкви Вознесения при госпитале, носящем имя Августы Виктории, двигаться по аллее на юг, то через несколько десятков метров можно дойти до маленького храма Смертного Благовещения. Он стоит на том месте, где Пречистая Матерь Божия молилась после Вознесения Христа и где Архангел Гавриил с райской ветвью в руках возвестил Ей о предстоящем Успении.
На западном и южном склонах Масличной горы расположены: древнее еврейское кладбище (быть похороненным на нем считается большой честью); могилы пророков – пещера с 36 погребальными нишами, там были похоронены пророки Аггей (Хаггай), Малахия и Захария; Церковь Всех Наций и многие христианские святыни: Гефсиманский сад, гробница Пресвятой Богородицы, русский монастырь Марии Магдалины…
О Масличной горе можно рассказывать до бесконечности. Но лучше посетить это святое место, чтобы с благоговением прикоснуться к святыням и ощутить ту же радость, что испытали ученики Христа, увидевшие Воскресшего Спасителя.
Петр Селинов