Клятва Ганнибала
Перед тем, как отправляться в на завоевание Испании, легендарный карфагенский полководец, герой первой пунической войны Гамилькар Барка отправился со своим девятилетним сыном Ганнибалом в один из храмов Карфагена для совершения жертвоприношения. Там он спросил своего сына:
- Хочешь ли ты отправиться со мной в Испанию?
Ганнибал недолго думая ответил утвердительно.
- Тогда ты должен принести клятву, что будешь оставаться врагом римлян до тех самых пор, пока не победишь или погибнешь!
Очарованный торжественностью момента, Ганнибал ответил:
- Клянусь быть врагом римлян до победы или своей смерти!
Будущий победитель римлян при Тицине и Каннах сдержал свою клятву и умер на чужбине, со всех сторон окруженный солдатами неприятеля.
Предвыборная кампания Сципиона
Когда старший брат Публия Корнелия Сципиона, героя битвы при Тицине, где ему удалось спасти своего отца от смерти, был кандидатом в эдилы (государственная должность в Древнем Риме), население скептически относилось к его кандидатуре и планировало голосовать за конкурентов. В то же время Публий Корнелий понимал, как важно, чтобы это должность осталась за его семьёй. Выяснив, что слава о его подвиге уже распространилась в городе, он придумал, как помочь брату занять эту должность.
Однажды утром явившись к своей матери, он сообщил, что видел сон, показавшийся ему вещим. В этом сне он вместе со своим братом в белых одеждах выступал перед народным собранием. "Доживу ли я до такого дня!" - мечтательно воскликнула мать Сципиона. "Значит ты хочешь, чтобы я попробовал занять эту должность вместе с братом, мама?" - спросил Публий Корнелий. Растроганная мать дала согласие и поделилась содержанием сна сына со своими подругами. Очень скоро слава о вещем сне Публия Корнелия распространилась по городу, а истории о его доблести во время сражения битвы в Тицине дополнили образ избранника богов. В итоге горожане, возжелавшие в должность эдила такого выдающегося человека, выбрали его вместе с братом. По избранию Публий Корнелий вместо с братом явились к своей матери, которая встретила их горячими объятиями.
С тех пор за Публием Корнелием закрепилась слава человека, с которым общаются сами боги. Сам Сципион никогда эти слухи не подтверждал, но и не спешил их опровергать. А должность эдила он занимал недолго, оставив её своему брату.