Немного неожиданный пост для моей страницы. Действительно, о фильмах пишу крайне редко. Ведь их сейчас по сути не смотрю. Недавно школьники просили меня назвать мой любимый художественный фильм. Я даже не смог сказать какой. Фильмов много, но вот что-то выделить… И больше это фильмы, связанные с периодом до 1991 года.
Хотя были фильм и потом. Особенно исторические. Как не вспомнить просмотренный недавно фильм «Графиня де Монсоро» (1997 г.). Этот сериал я смотрел в декабре 2018 г. И как раз в то время на экраны вышел сериал «Ненасье» (11 серий). В декабре 2021 года познакомился с ним. Познакомился неслучайно. Это как раз было связано со страшной годовщиной – 25 декабря 1991 года…
Немного о создании фильма. Его режиссёр – Сергей Урсуляк. Сам фильм был снят по одноимённому роману писателя Алексея Иванова. Раньше уже писал заметки о романах Алексея Иванова – «Тобол» и «Сердце Пармы». Сам роман основан на реальных событиях, большинство из которых происходило в 1990-х гг., а также и в 2009 г. Хотя, безусловно, здесь не точная передача событий, а взгляд автора.
Также, и роман и фильм, всё-таки, отдельные произведения со своими замыслами. Есть общие моменты, темы, мысли. Но взгляд Урсуляка, всё-таки, немного иной, чем у Иванова.
О чём же этот сериал? Если очень кратко – он об обществе после краха СССР. Главные герои, в основном, бывшие участники войны в Афганистане. Они служили великой стране, но вот её не стало. Как быть дальше?
Правда, можно сказать, что в фильме несколько временных периодов, идущих параллельно. Это 1985 г. – Афганистан, 1991-1998 гг. и финал – 1999 год.
Итак, на дворе декабрь 1999 года. Вымышленный уральский город Батуев. Главный герой – бывший афганец Герман Неволин, работающий водителем-инкассатором, совершает ограбление. У своих же товарищей, служащих вместе с ним в банке, он отбирает деньги (145 миллионов рублей) и скрывается в заброшенной деревне Ненастье.
Скрываясь в деревне и обдумывая план действий, он просматривает свою видеокамеру и на основании этих видеозаписей погружается в воспоминания… Перед его глазами проходит и служба в Афганистане (апрель 1985 г.), гибель СССР (декабрь 1991 год), его участие в обществе афганцев «Коминтерн», созданном таким же бывшим афганцем Сергеем Лихолетовым…
Драматичная ситуация 1990-х гг., когда менялась страна, менялись и люди, в т.ч. и бывшие товарищи Неволина, сложно складывались отношения и с его любовью – Татьяной Куделиной.
Наверное один из самых пронзительных моментов фильма – это в начале второй серии, когда афганцы слушают последнее обращение к стране М.С. Горбачёва. Пронзительная музыка (Эдуард Артемьев "Прощание с Россией"), глаза слушающих, и слова Сергея Лихолетова, по сути обозначившего «философию» «лихих девяностых»: теперь мы - наша страна, что для нас хорошо, то и справедливо.
Показано как общество взаимопомощи афганцев – Коминтерн, потихоньку начинает превращаться в криминальную структуру. На смену пока ещё идейному и в чём-то действительно справедливому Лихолетову приходят другие люди, уже более криминального типа. Например, начальник охраны Коминтерна Виктор Басунов, по сути уже человек, не знающий моральных преград…
Да и в целом, афганское товарищество распадается. Жизнь есть жизнь. Люди расходятся, выбирая каждый свой путь. Среди тех же омоновцев, готовившихся штурмовать здание, где засели коминтерновцы, также были афганцы. И в целом, понятно, что в фильме показано только одно из объединений афганцев.
Мы видим, как одни люди не выдерживая слома эпох, сами начинают ломаться и деградировать в моральном плане. Кто-то спивается. Кто-то действует по принципу цель оправдывает средства. Вышедшему из тюрьмы Лихолетову один из героев говорит, что бороться за социальную справедливость уже не модно… Мечется и один из главных героев – Герман Неволин. Страдают и некоторые другие герои...
Тем временем, по следу Германа Неволина идут как его бывшие товарищи, возглавляемые безжалостным Виктором Басуновым, так и милиция. Ищет его и жена – Татьяна Куделина …
В глухом заброшенном Ненастье Герман Неволин готовится принять последний бой…
Концовка по сути остаётся открытой. Не совсем ясна дальнейшая судьба Германа Неволина, или он ранен в перестрелке или погибает.
Разумеется, открытый конец – любимый приём многих авторов и кинорежиссеров. Как тут не вспомнить Артура Хейли, например. Но в данном случае есть ещё и один из смыслов, на мой взгляд (хотя и встречал это раньше в отзывах на фильм) – ненастье продолжается. Ведь название фильма, это не только о деревушке, где укрывался главный герой. Но «Ненастье» это ещё и о стране, переживающей крах, это об эпохе 1990-х гг. И, возможно это эпоха по сути никуда и не ушла, просто продолжается в латентном виде…
Хотя фильм и о 1990-х гг., но, несмотря на некоторые выводы, не навевает мрак. Здесь и прекрасная игра актёров. Можно не соглашаться с «философией» одного из главных героев – Сергея Лихолетова, считающего, что хорошо для коминтерновцев, то и справедливо, и с иными его выводами. Можно не принимать и позиции многих иных героев. Вместе с тем, повторюсь, многие актёры играют замечательно. В фильме есть темы любви, дружбы, верности...
Просматривая этот фильм, словно ощущаешь ушедшие летние дни 1991-1992 гг. А наблюдая вместе с героями фильма на спускающийся советский флаг и поднимающийся триколор, словно ощущаешь декабрьский мороз.
Бесподобна и музыка, погружающая в атмосферу того времени.
Фильм наводит на многие размышления и выводы. Безусловно, у каждого может быть своё мнение о фильме.
Но, на мой взгляд, сериал получился. И его можно посмотреть, вспомнить девяностые годы. Или, если это молодые люди, то составить представление о них. Тем более, что ненастье в широком смысле может и продолжается (если судит по открытому концу фильма)… Либо оно может повториться. Ведь в истории многое повторяется.
Впрочем, мыслей может быть много по этому фильму. Если кто посмотрит, надеюсь, сделает свои выводы.