«Где деньги? – спрашивает президент российской Национальной ассоциации блогеров Ольга Берек и отвечает: – Деньги в интернете». «Да!» – раздаются аплодисменты. «А где деньги в интернете? – продолжает Ольга. – У блогеров». «Да!» – вторит аудитория, в которой немало успешных блогеров. Крупнейшая деловая конференция Digital Day Belarus набирает обороты.
В зале кинотеатра Voka Cinema собрались 260 участников, но желающих присутствовать оказалось намного больше, и, говорит ведущий преподаватель Webcom Academy Сергей Кузьменко, организаторы решили вести прямую трансляцию. Ее смотрели 450 человек, «что ставит мероприятие в ряд с крупнейшими деловыми событиями года в Беларуси», – говорит Сергей.
Деньги в интернете
«Деньги в интернете», – не фигура речи: это реальность, в которой мы живем. Заместитель руководителя отдела маркетинга портала rabota.by Анастасия Салангина рассказала о рынке труда, связанного с цифрой. Тенденции нынешнего года: вакансий меньше, соискателей больше. «Но по итогам апреля началась стабилизация, – успокоила Анастасия, добавив: – В 2020 году ситуация была сложнее». В обычное время (а с началом пандемии на любом рынке началось время необычное, и никто не возьмется предсказать, когда оно закончится) стандартный показатель соискателей на работу в области маркетинга, в том числе цифрового, в Беларуси – 7-8 резюме на место, сейчас – 9 резюме на одну вакансию. «Наниматели открыты для специалистов и готовы нанимать, соискатели открыты к самым разным графикам работы – от полной до частичной занятости», – говорит Анастасия. В январе-апреле нынешнего года больше всего вакансий и соискателей было в Минске. Салангина обратила внимание на еще одну особенность: грамотность стоит на восьмом месте среди требуемых навыков в объявлениях о вакансиях и на последнем в резюме соискателей. И этим, кстати, объясняется то, что ошибки в объявлениях и рекламе встречаются все чаще.
Поиски толкового SMMщика: миссия невыполнима?
Другие тренды в сфере занятости, по словам специалиста портала rabota.by (а к услугам этого портала, по признанию аудитории, все обращались хотя бы раз) – погружение в ниши, когда область специализации становится все более узкой: «Нужно увеличивать глубину своей экспертности», – говорит Анастасия Салангина. – С уверенностью скажу: специалисты есть для всех. И работа есть для всех, в первую очередь для тех, кто действительно хочет работать».
Но хотят, уверяла собравшихся топ-менеджер, основатель и руководитель бизнес школы Lead It Анастасия Занкович, далеко не все. Она рассказала случай из собственной практики, который мог показаться частным – о поиске SMM специалиста в свою компанию, но, судя по очень живой реакции аудитории, частным не был. На основании изучении 163 (!) резюме Анастасия создала собственную классификацию специалистов в области SMM – хотя звучит весело, о вещах рассказывает, скорее, печальных. Итог? Специалиста нашли не по резюме, а по личным рекомендациям. «Такой способ поиска по-прежнему работает», – подтверждает Анастасия Салангина. И мы помним: работа найдется для всех тех, кто действительно хочет работать. Потому что разница «работать» и «зарабатывать», по-видимому, будет существовать всегда. А вот тому, кто работать хочет и готов, Digital Day Belarus в помощь: «Личностные и деловые цифровые компетенции нужно постоянно развивать», – напоминает организатор конференции Сергей Кузьменко, который не только собрал 12 спикеров для живой конференции (а «живые» события подобного масштаба в последние пару лет стали, скорее, исключением, чем правилом), но еще и подключил 36 экспертов в различных областях (вы ведь помните про тренд углубления «нишевой» экспертности?), выступления которых скоро будут разосланы участникам конференции.
Уход в локальность
Еще один тренд, о котором рассказал основатель самой быстро растущей сейчас социальной сети TenChat Семен Теняев – создание «страновых» социальных сетей: «На локальных рынках идет спад мировых гигантов», – заявил Теняев. Сергей Кузьменко подтверждает: если еще пять лет назад в Facebook было почти 2 млн. белорусов, сегодня их там «всего» 600-700 тысяч. Регистрация в сети TenChat открылась для жителей Беларуси буквально за два дня до конференции. Сейчас сеть работает в России, Беларуси и Казахстане и используется не только (и не столько) для личного, но и для делового общения. Она и возникла, по словам ее создателя Семена Теняева, потому, что существующие социальные сети было сложно использовать именно для делового сообщества. Сейчас Теняев ставит перед сетью весьма амбициозные задачи: стать крупнейшим русскоговорящим сообществом, которое будет объединять 200-300 млн. человек по всему миру. Возможно, еще пару лет назад эта задача выглядела бы слишком амбициозной, но сейчас кажется вполне достижимой (я, кстати, в TenChat уже зарегистрировалась), и не только успех китайского сообщества WeChat вдохновляет создателей. В Китае WeChat пользуются 79% населения огромной страны, но там ведь того же Facebook никогда не было, а вот в Южной Корее, где никаких ограничений на мировые гиганты нет, активно развивается собственная сеть – KakaoTalk, ею пользуются 92% жителей страны. Почему? Потому что уход в локальность – еще один мировой цифровой тренд, нравится вам это или нет. Сила цифрового мира в том, что он легко подстраивается под любые тренды. И, конечно, создает многие из них.
Цифра на счастье
«Цифровые платформы должны не сжигать время человека, обворовывать его, – объясняет организатор конференции Сергей Кузьменко. – Как раз наоборот: овладение инструментами цифрового мира позволяет освободить и руки, и голову от рутинных задач и позволить человеку заниматься творчеством, наукой, искусством, расти над собой и обогатить себя доступом к актуальной информации по сотням тематик». Он уже планирует следующую конференцию: в конце августа в Минске будут говорить о бизнесе блогеров и блогерах для бизнеса. Цифра рулит.
Фото автора и предоставлены организаторами конференции