Отсчет эксплуатации Ан-24 в Тюмени идет с 1 марта 1967 года, когда из Свердловска в 259-й летный отряд Тюменской авиагруппы Уральского территориального управления гражданской авиации, располагавшийся в аэропорту Плеханово, поступило пять Ан-24, бортовые номера 47709, 47717, 47719, 47727 и 47741. Первые рейсы на новых машинах тюменцы начали выполнять в Свердловск, Тобольск и Сургут.
15 мая 1968 года введен в строй новый Тюменский аэропорт Рощино. Тогда же создан Второй Тюменский ОАО, в который из Плеханово передан 259-й отряд с флотом Ан-24 и Ли-2.
Флот Ан-24 отряда быстро пополнялся новыми машинами. Этому способствовали как бурное развитие нефтегазовых промыслов, потребовавшее значительного увеличения пассажирских рейсов, так и постепенный вывод из эксплуатации устаревающих самолетов Ли-2.
Уже через пять лет, на 1 января 1972 г. в Тюмени было уже 17 Ан-24, а их маршрутная сеть простерлась из Тюмени в Алма-Ату и Краснодар, из Салехарда в Москву. Но основные рейсы выполнялись внутри региона, как из столицы, так и из других городов, преимущественно из Сургута.
В ноябре 1970 года в 121-м Сургутском авиаотряде стал формироваться летный и наземный состав на самолеты Ан-24 в новом Сургутском аэропорту. И 15 апреля 1971 года в 7 часов 36 минут московского времени в Сургутском аэропорту приземлился первый базовый Ан-24РВ СССР-46828. В течение весны 1971 года из Тюмени в Сургут были переданы Ан-24Б СССР-46337, СССР-46362, СССР-47271 и СССР-47289.
После короткого этапа тренировочных полетов начались первые рейсы с пассажирами. Сначала в Тюмень, а чуть позже в Казань, Нижневартовск, Новосибирск и Омск.
Самый протяженный рейс на Ан-24 Сургутского ОАО был Сургут — Краснодар с промежуточными посадками в Свердловске, Куйбышеве и Волгограде. Он существовал в 1976 — 1978 гг, после чего на это направление поставили Ту-134.
В декабре 1973 года во Втором Тюменском ОАО сформирован 357-й летный отряд, куда из 259-го отряда переданы все Ан-24 и Ту-134А. С этого момента дальние рейсы Ан-24 стали переводить на обслуживание самолетами Ту-134, а «двадцать четверки» направили на расширение внутренней сети Тюменского управления ГА. Самолеты ТОАО и СОАО начинают обслуживать не только пассажиров «родных», базовых аэропортов, но другие аэропорты региона: Нефтеюганск, Нижневартовск, Ноябрьск, Советский, Урай.
В декабре 1973 года в Сургутском ОАО создан 358-й летный отряд в составе двух авиаэскадрилий Ан-24, флот для которых переведен из 121-го ло. Максимального количества в 12 Ан-24 отряд достиг в 1976 году.
Весной 1976 года третий авиаотряд Тюменского управления начинает эксплуатацию самолетов Ан-24: 293-й летный отряд Тобольского ОАО получает из Тюмени четыре самолета Ан-24. Пассажирские рейсы на них начинаются по маршрутам: Тобольск — Свердловск, Тобольск — Тюмень, Тюмень — Тобольск — Березово — Салехард, Тюмень — Тобольск — Нефтеюганск.
По каким-то, пока неизвестным мне причинам, эксплуатация Ан-24 в Тобольске была недолгой, прекратилась 31 декабря 1978 года, а весь флот возвращен в Тюмень.
Восьмидесятые годы для Тюменского УГА характеризуются поступлением большого количества турбореактивных лайнеров и началом эксплуатации в регионе самолета Ту-154. Не только города СССР в других областях, но и крупные аэропорты Тюменщины: Надым, Нефтеюганск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Ноябрьск, Радужный, Сургут связали со столичным аэропортом Рощино Ту-134 и Ту-154. А Ан-24 окончательно ушли на второстепенные линии с маленьким пассажиропотоком и в города, аэродромы которых не могли принимать воздушные суда классом больше, чем Ан-24 и Як-40.
Справочные данные:
Список Ан-24, когда-либо работавших в 357-м ло Второго Тюменского ОАО:
47709, 47717, 47719, 47727, 47741, 47744, 47745, 47768, 47772, 47774, 47778, 47780, 47160, 47166, 47178, 47192, 46337, 46362.
Список Ан-24, когда-либо работавших в 358-м ло Сургутского ОАО:
46332, 46337, 46362, 47192 (?), 47271, 47289, 46828, 47827, 47841, 47695, 46481, 46609, 46652.
Список Ан-24, когда-либо работавших в 293-м ло Тобольского ОАО:
47709, 47744, 47768 (?), 47778.
Хронология открытия рейсов на Ан-24 Второго Тюменского ОАО:
Нефтеюганск — Куйбышев через Тюмень, Челябинск 1980
Нефтеюганск — Омск 1981 -
Нефтеюганск — Свердловск через Тюмень 1980 -
Нижневартовск — Свердловск через Тюмень 1980 -
Салехард — Москва (Домодедово) через Сыктывкар, Горький 1969
Салехард — Москва (Быково) через Сыктывкар, Горький 1972 - 1973
Советский — Свердловск через Урай 1978 -
Сургут — Казань через Тюмень 1969 - 1973
Сургут — Москва (Быково) через Тюмень, Казань 1968 - 1971
Сургут — Омск через Тобольск 1968, 1970
Сургут — Свердловск через Тобольск 1968 - 1972
Сургут — Свердловск 1970 - 1972
Тюмень — Алма-Ата через Омск, Караганду 1971 -1972, 1978
Тюмень — Анапа через Куйбышев, Ростов 1971 -
Тюмень — Белоярский через Игрим 1976 - 1990
Тюмень — Белоярский 1991 -
Тюмень — Березово 1990 -
Тюмень — Бугульма 1989 -
Тюмень — Игрим 1976 -
Тюмень — Игрим, через Советский, Урай 1980
Тюмень — Игрим через Советский 1981 - 1990
Тюмень — Игрим через Урай 1981 -
Тюмень — Киров через Пермь 1969 — 1974
Тюмень — Краснодар через Уфу, Ульяновск, Саратов 1972 -
Тюмень — Куйбышев через Уфу 1969 -
Тюмень — Магнитогорск через Челябинск 1971 - 1981
Тюмень — Мыс Каменный через Салехард 1980 -
Тюмень — Надым через Ханты-Мансийск 1976 — 1979
Тюмень — Надым через Сургут 1980 -
Тюмень — Нефтеюганск через Тобольск 1976 — 1979
Тюмень — Нефтеюганск 1980 -
Тюмень — Нижневартовск 1971 - 1980
Тюмень — Нижневартовск через Сургут 1971 - 1972
Тюмень — Ново-Аганск через Сургут 1975 — 1981
Тюмень — Новый Уренгой через Сургут 1980
Тюмень — Октябрьское через Ханты-Мансийск 1976 -
Тюмень — Омск 1971 -
Тюмень — Тобольск 1967 -1976, 1979 - 1980
Тюмень — Салехард 1969
Тюмень — Салехард через Ханты-Мансийск, Березово 1971 - 1975
Тюмень — Салехард через Урай, Березово 1976 -
Тюмень — Салехард через Сабетту, Мыс Каменный 1978
Тюмень — Саратов через Уфу 1981 - 1990
Тюмень — Саратов через Оренбург 1991 -
Тюмень — Свердловск 1967 - 1989
Тюмень — Советский 1975 -
Тюмень — Сургут 1967 - 1972, 1975 - 1979
Тюмень — Тарко-Сале через Сургут 1981 -
Тюмень — Толька через Сургут 1990 -
Тюмень — Урай 1975 -
Тюмень — Уренгой через Сургут 1980 -
Тюмень — Ханты-Мансийск через Кондинское, 1973 - 1976
Тюмень — Ханты-Мансийск через Тобольск 1973 - 1976
Тюмень — Харасавэй через Салехард 1981 -
Тюмень — Челябинск 1981 -
Урай — Свердловск 1981 -
Хронология открытия рейсов на Ан-24 Сургутского ОАО:
Ноябрьск — Свердловск 1984
Ноябрьск — Свердловск через Сургут 1985 -
Ноябрьск — Тюмень через Сургут 1985
Сургут — Бугульма через Тюмень 1983 -
Сургут — Казань через Пермь 1973 — 1981
Сургут — Казань через Тюмень, Пермь 1982 -
Сургут — Краснодар через Свердловск, Куйбышев, Волгоград 1976 - 1978
Сургут — Кустанай через Тюмень 1990 -
Сургут — Нефтеюганск 1973 -
Сургут — Нижневартовск 1972 -
Сургут — Новосибирск (Северный) 1973 - 1975
Сургут — Новосибирск (Северный) через Томск 1972 - 1985, 1988 -
Сургут — Новосибирск (Толмачево) через Томск 1986 - 1987
Сургут — Новосибирск (Северный) через Колпашево 1974 - 1975, 1981
Сургут — Новосибирск (Северный) через Нижневартовск 1976 - 1980, 1982
Сургут — Ноябрьск 1984 -
Сургут — Омск 1972 -1973, 1978, 1981 -
Сургут — Омск через Тобольск 1973 - 1980
Сургут — Пермь через Тюмень 1990 -
Сургут — Свердловск через Нижневартовск 1973 -1975
Сургут — Свердловск через Тобольск 1978 - 1979
Сургут — Свердловск 1975 -
Сургут — Тюмень 1971 -
Сургут — Уфа через Свердловск 1974 -
Сургут — Уфа через Тюмень 1983 -
Сургут — Челябинск через Тюмень 1979 -
Тюмень — Красноселькуп через Сургут 1983, 1985 -
Тюмень — Красноселькуп через Тарко-Сале, Сургут 1984
Тюмень — Надым через Сургут 1976 - 1982
Тюмень — Ново-Аганск через Сургут 1980 - 1982
Тюмень — Тазовский через Сургут, Тарко-Сале 1980 - 1982
Тюмень — Тарко-Сале через Сургут 1975 -
Тюмень — Уренгой через Сургут 1982 -
Тюмень — Ягельный через Сургут, Надым 1976
Уфа — Белоярский через Тюмень 1987 - 1989
Хронология открытия рейсов на Ан-24 293-го Тобольского ОАО:
Тобольск — Нефтеюганск 1977-1978
Тобольск — Свердловск 1976-1977
Тобольск — Тюмень 1976-1978
Тобольск — Казань через Тюмень, Уфу 1977-1978
Тюмень — Салехард через Тобольск, Березово1976-1977
Тюмень — Салехард через Тобольск, Ханты-Манскийск, Березово 1977 -1978
Тюмень — Нефтеюганск через Тобольск 1976-1978
Нефтеюганск — Куйбышев через Тобольск, Челябинск 1977-1978
Спасибо за внимание!
#ан-24 #тюмень #сургут #тобольск #cccp #тюменское уга
#история авиации