Найти тему
История транспорта

Ан-24 в Тюменском управлении гражданской авиации

Отсчет эксплуатации Ан-24 в Тюмени идет с 1 марта 1967 года, когда из Свердловска в 259-й летный отряд Тюменской авиагруппы Уральского территориального управления гражданской авиации, располагавшийся в аэропорту Плеханово, поступило пять Ан-24, бортовые номера 47709, 47717, 47719, 47727 и 47741. Первые рейсы на новых машинах тюменцы начали выполнять в Свердловск, Тобольск и Сургут.

15 мая 1968 года введен в строй новый Тюменский аэропорт Рощино. Тогда же создан Второй Тюменский ОАО, в который из Плеханово передан 259-й отряд с флотом Ан-24 и Ли-2.

Флот Ан-24 отряда быстро пополнялся новыми машинами. Этому способствовали как бурное развитие нефтегазовых промыслов, потребовавшее значительного увеличения пассажирских рейсов, так и постепенный вывод из эксплуатации устаревающих самолетов Ли-2.

Уже через пять лет, на 1 января 1972 г. в Тюмени было уже 17 Ан-24, а их маршрутная сеть простерлась из Тюмени в Алма-Ату и Краснодар, из Салехарда в Москву. Но основные рейсы выполнялись внутри региона, как из столицы, так и из других городов, преимущественно из Сургута.

В ноябре 1970 года в 121-м Сургутском авиаотряде стал формироваться летный и наземный состав на самолеты Ан-24 в новом Сургутском аэропорту. И 15 апреля 1971 года в 7 часов 36 минут московского времени в Сургутском аэропорту приземлился первый базовый Ан-24РВ СССР-46828. В течение весны 1971 года из Тюмени в Сургут были переданы Ан-24Б СССР-46337, СССР-46362, СССР-47271 и СССР-47289.

После короткого этапа тренировочных полетов начались первые рейсы с пассажирами. Сначала в Тюмень, а чуть позже в Казань, Нижневартовск, Новосибирск и Омск.

Сургутский (ранее Тюменский) Ан-24Б СССР-46337 рейса 3241 Сургут — Казань в Казанском аэропорту, первая половина семидесятых годов. Источник фото — aviaforum.ru.
Сургутский (ранее Тюменский) Ан-24Б СССР-46337 рейса 3241 Сургут — Казань в Казанском аэропорту, первая половина семидесятых годов. Источник фото — aviaforum.ru.
Этот же Ан-24Б СССР-46337 уже в новой ливрее Аэрофлота взлетает из аэропорта Тобольск, 1976 год. Автор фото: Александр Новик.
Этот же Ан-24Б СССР-46337 уже в новой ливрее Аэрофлота взлетает из аэропорта Тобольск, 1976 год. Автор фото: Александр Новик.

Самый протяженный рейс на Ан-24 Сургутского ОАО был Сургут — Краснодар с промежуточными посадками в Свердловске, Куйбышеве и Волгограде. Он существовал в 1976 — 1978 гг, после чего на это направление поставили Ту-134.

В декабре 1973 года во Втором Тюменском ОАО сформирован 357-й летный отряд, куда из 259-го отряда переданы все Ан-24 и Ту-134А. С этого момента дальние рейсы Ан-24 стали переводить на обслуживание самолетами Ту-134, а «двадцать четверки» направили на расширение внутренней сети Тюменского управления ГА. Самолеты ТОАО и СОАО начинают обслуживать не только пассажиров «родных», базовых аэропортов, но другие аэропорты региона: Нефтеюганск, Нижневартовск, Ноябрьск, Советский, Урай.

Сургутский Ан-24Б СССР-47827 рейса 3247 Сургут — Новосибирск в аэропорту Новосибирск (Северный). Фото из группы в соцсети «Одноклассники», посвященное Новосибирскому аэропорту.
Сургутский Ан-24Б СССР-47827 рейса 3247 Сургут — Новосибирск в аэропорту Новосибирск (Северный). Фото из группы в соцсети «Одноклассники», посвященное Новосибирскому аэропорту.

В декабре 1973 года в Сургутском ОАО создан 358-й летный отряд в составе двух авиаэскадрилий Ан-24, флот для которых переведен из 121-го ло. Максимального количества в 12 Ан-24 отряд достиг в 1976 году.

Ан-24Б СССР-46362 в аэропорту Тобольск, 1973 или 1974 год. Автор фото: Александр Новик.
Ан-24Б СССР-46362 в аэропорту Тобольск, 1973 или 1974 год. Автор фото: Александр Новик.

Весной 1976 года третий авиаотряд Тюменского управления начинает эксплуатацию самолетов Ан-24: 293-й летный отряд Тобольского ОАО получает из Тюмени четыре самолета Ан-24. Пассажирские рейсы на них начинаются по маршрутам: Тобольск — Свердловск, Тобольск — Тюмень, Тюмень — Тобольск — Березово — Салехард, Тюмень — Тобольск — Нефтеюганск.

Тобольский (ранее Тюменский) Ан-24Б СССР-47778 в базовом аэропорту. Источник фото — aviaforum.ru.
Тобольский (ранее Тюменский) Ан-24Б СССР-47778 в базовом аэропорту. Источник фото — aviaforum.ru.
Тобольский (ранее Тюменский) Ан-24Б СССР-47778 в базовом аэропорту. Источник фото — aviaforum.ru.
Тобольский (ранее Тюменский) Ан-24Б СССР-47778 в базовом аэропорту. Источник фото — aviaforum.ru.

По каким-то, пока неизвестным мне причинам, эксплуатация Ан-24 в Тобольске была недолгой, прекратилась 31 декабря 1978 года, а весь флот возвращен в Тюмень.

Восьмидесятые годы для Тюменского УГА характеризуются поступлением большого количества турбореактивных лайнеров и началом эксплуатации в регионе самолета Ту-154. Не только города СССР в других областях, но и крупные аэропорты Тюменщины: Надым, Нефтеюганск, Нижневартовск, Новый Уренгой, Ноябрьск, Радужный, Сургут связали со столичным аэропортом Рощино Ту-134 и Ту-154. А Ан-24 окончательно ушли на второстепенные линии с маленьким пассажиропотоком и в города, аэродромы которых не могли принимать воздушные суда классом больше, чем Ан-24 и Як-40.

Рулит Сургутский Ан-24РВ, первая половина семидесятых годов. Источник фото - aviaforum.ru.
Рулит Сургутский Ан-24РВ, первая половина семидесятых годов. Источник фото - aviaforum.ru.

Справочные данные:

Список Ан-24, когда-либо работавших в 357-м ло Второго Тюменского ОАО:

47709, 47717, 47719, 47727, 47741, 47744, 47745, 47768, 47772, 47774, 47778, 47780, 47160, 47166, 47178, 47192, 46337, 46362.

Список Ан-24, когда-либо работавших в 358-м ло Сургутского ОАО:

46332, 46337, 46362, 47192 (?), 47271, 47289, 46828, 47827, 47841, 47695, 46481, 46609, 46652.

Список Ан-24, когда-либо работавших в 293-м ло Тобольского ОАО:

47709, 47744, 47768 (?), 47778.

Хронология открытия рейсов на Ан-24 Второго Тюменского ОАО:

Нефтеюганск — Куйбышев через Тюмень, Челябинск 1980

Нефтеюганск — Омск 1981 -

Нефтеюганск — Свердловск через Тюмень 1980 -

Нижневартовск — Свердловск через Тюмень 1980 -

Салехард — Москва (Домодедово) через Сыктывкар, Горький 1969

Салехард — Москва (Быково) через Сыктывкар, Горький 1972 - 1973

Советский — Свердловск через Урай 1978 -

Сургут — Казань через Тюмень 1969 - 1973

Сургут — Москва (Быково) через Тюмень, Казань 1968 - 1971

Сургут — Омск через Тобольск 1968, 1970

Сургут — Свердловск через Тобольск 1968 - 1972

Сургут — Свердловск 1970 - 1972

Тюмень — Алма-Ата через Омск, Караганду 1971 -1972, 1978

Тюмень — Анапа через Куйбышев, Ростов 1971 -

Тюмень — Белоярский через Игрим 1976 - 1990

Тюмень — Белоярский 1991 -

Тюмень — Березово 1990 -

Тюмень — Бугульма 1989 -

Тюмень — Игрим 1976 -

Тюмень — Игрим, через Советский, Урай 1980

Тюмень — Игрим через Советский 1981 - 1990

Тюмень — Игрим через Урай 1981 -

Тюмень — Киров через Пермь 1969 — 1974

Тюмень — Краснодар через Уфу, Ульяновск, Саратов 1972 -

Тюмень — Куйбышев через Уфу 1969 -

Тюмень — Магнитогорск через Челябинск 1971 - 1981

Тюмень — Мыс Каменный через Салехард 1980 -

Тюмень — Надым через Ханты-Мансийск 1976 — 1979

Тюмень — Надым через Сургут 1980 -

Тюмень — Нефтеюганск через Тобольск 1976 — 1979

Тюмень — Нефтеюганск 1980 -

Тюмень — Нижневартовск 1971 - 1980

Тюмень — Нижневартовск через Сургут 1971 - 1972

Тюмень — Ново-Аганск через Сургут 1975 — 1981

Тюмень — Новый Уренгой через Сургут 1980

Тюмень — Октябрьское через Ханты-Мансийск 1976 -

Тюмень — Омск 1971 -

Тюмень — Тобольск 1967 -1976, 1979 - 1980

Тюмень — Салехард 1969

Тюмень — Салехард через Ханты-Мансийск, Березово 1971 - 1975

Тюмень — Салехард через Урай, Березово 1976 -

Тюмень — Салехард через Сабетту, Мыс Каменный 1978

Тюмень — Саратов через Уфу 1981 - 1990

Тюмень — Саратов через Оренбург 1991 -

Тюмень — Свердловск 1967 - 1989

Тюмень — Советский 1975 -

Тюмень — Сургут 1967 - 1972, 1975 - 1979

Тюмень — Тарко-Сале через Сургут 1981 -

Тюмень — Толька через Сургут 1990 -

Тюмень — Урай 1975 -

Тюмень — Уренгой через Сургут 1980 -

Тюмень — Ханты-Мансийск через Кондинское, 1973 - 1976

Тюмень — Ханты-Мансийск через Тобольск 1973 - 1976

Тюмень — Харасавэй через Салехард 1981 -

Тюмень — Челябинск 1981 -

Урай — Свердловск 1981 -

Хронология открытия рейсов на Ан-24 Сургутского ОАО:

Ноябрьск — Свердловск 1984

Ноябрьск — Свердловск через Сургут 1985 -

Ноябрьск — Тюмень через Сургут 1985

Сургут — Бугульма через Тюмень 1983 -

Сургут — Казань через Пермь 1973 — 1981

Сургут — Казань через Тюмень, Пермь 1982 -

Сургут — Краснодар через Свердловск, Куйбышев, Волгоград 1976 - 1978

Сургут — Кустанай через Тюмень 1990 -

Сургут — Нефтеюганск 1973 -

Сургут — Нижневартовск 1972 -

Сургут — Новосибирск (Северный) 1973 - 1975

Сургут — Новосибирск (Северный) через Томск 1972 - 1985, 1988 -

Сургут — Новосибирск (Толмачево) через Томск 1986 - 1987

Сургут — Новосибирск (Северный) через Колпашево 1974 - 1975, 1981

Сургут — Новосибирск (Северный) через Нижневартовск 1976 - 1980, 1982

Сургут — Ноябрьск 1984 -

Сургут — Омск 1972 -1973, 1978, 1981 -

Сургут — Омск через Тобольск 1973 - 1980

Сургут — Пермь через Тюмень 1990 -

Сургут — Свердловск через Нижневартовск 1973 -1975

Сургут — Свердловск через Тобольск 1978 - 1979

Сургут — Свердловск 1975 -

Сургут — Тюмень 1971 -

Сургут — Уфа через Свердловск 1974 -

Сургут — Уфа через Тюмень 1983 -

Сургут — Челябинск через Тюмень 1979 -

Тюмень — Красноселькуп через Сургут 1983, 1985 -

Тюмень — Красноселькуп через Тарко-Сале, Сургут 1984

Тюмень — Надым через Сургут 1976 - 1982

Тюмень — Ново-Аганск через Сургут 1980 - 1982

Тюмень — Тазовский через Сургут, Тарко-Сале 1980 - 1982

Тюмень — Тарко-Сале через Сургут 1975 -

Тюмень — Уренгой через Сургут 1982 -

Тюмень — Ягельный через Сургут, Надым 1976

Уфа — Белоярский через Тюмень 1987 - 1989

Хронология открытия рейсов на Ан-24 293-го Тобольского ОАО:

Тобольск — Нефтеюганск 1977-1978

Тобольск — Свердловск 1976-1977

Тобольск — Тюмень 1976-1978

Тобольск — Казань через Тюмень, Уфу 1977-1978

Тюмень — Салехард через Тобольск, Березово1976-1977

Тюмень — Салехард через Тобольск, Ханты-Манскийск, Березово 1977 -1978

Тюмень — Нефтеюганск через Тобольск 1976-1978

Нефтеюганск — Куйбышев через Тобольск, Челябинск 1977-1978

Спасибо за внимание!

#ан-24 #тюмень #сургут #тобольск #cccp #тюменское уга

#история авиации