Найти тему
Клуб директоров

​Правда ли сейчас настало время возможностей?

Правда ли сейчас настало время возможностей?

Сейчас только ленивый не бегает со словами:

- «Кризис, это время возможностей! Вот сейчас мы наконец-то разбогатеем. 90е вернулись на второй круг, пришло наше время на нашей поляне. Половцам хана!»

Бежит бородатый стартапер с новой идеей единорога, взамен выбывшего Гугла, за ним бежит инвестор-оппортунист с вопросом: «а а будет там валютная выручка, ну вдруг?», за ним бежит замминистра - «я вам льготы дам, только импортозаместите!», за ним бежит банк - «скоро, скоро будут кредиты под 3%». 

Хайп жжет ладони так, что бывшие диванные врачи в срочном порядке переодеваются в импортозаместителей. 

Преимущество кризиса, как кажется сегодня, в том, что из страны дружными рядами выходит конкуренция, освобождая лакомые места лапотным Иванам: соло, мини, микро, малым бизнесам. Это почти так. 

Дело в том, что в отличие от эволюционной экономики, в которой компании растут вместе с возникновением спроса и растят спрос своим расширением (этакая спиральная динамика) сейчас возникает эффект вакуумной бомбы. Резко и внезапно открывается большая ниша «Х» ввиду выпадения предложения, но наличия крупного спроса. 

А как обычно работает крупный бизнес с новыми, развивающимися нишами? Ждёт, когда подрастут и затем инвестирует значительные средства чтобы конкурировать с пионерами рынка, часто за счёт покупки оных. Или строит сразу строит «завод за 100500, для захвата хх% рынка» и в этот момент начинается большая игра.

Но пока крупняки выжидают. Есть время у мелкой рыбешки подрасти, наделать ляпов, накопить “legacy” ошибок и… предпринимательскую усталость. 

В отличие от безликой корпоративной химеры, малый бизнес - это результат личностного и личного достижения каждого предпринимателя. 

Весь этот пирог достанется подготовленным. Тем, кто сидит на деньгах, тем, у кого все технологии проработаны, поставки налажены, команды собраны. Ребятам с ресурсом. И точка.

Там есть место и рыбе поменьше, за самыми крупными всегда остаётся много вкусных кусочков, но и тут некогда ждать, успешные - быстрые середнячки, за которыми идут рядами злые мелкие пираньи - каждый из нас, голодной биомассой, кинется доедать погибших китов. 

Те, кто не готов работать ночами и без выходных - готовьтесь писать статьи про «несправедливость залоговых аукционов», «нерыночных механизмы распределения собственности» и прочие импотентские темы. 

Мой вывод: зря бежит стартапер, оппортунист-инвестор, зря замминистра хочет помочь и подогреть. На пир пришли акулы, им нет до прочих дела, они кусают слепо и лишь ради себя.

Что же делать малому и среднему бизнесу?

 

Есть две стратегии, которые всегда хорошо работают: 

 1. Накачивать свои сильные стороны, искать проекты «ближайшего горизонта развития» и под эти проекты стараться получать льготы, гранты и прочие няшки от государства. Ни в коем случае не забывая про исследование рынка и операционную эффективность, работая в режиме «бизнес как обычно», не ведясь на хайп. 

Например. Занимаетесь общепитом? Пользуйтесь льготами и открывайте точки также, как вы бы это делали вне кризиса. Отключив новостной фон. 

 2. Искать устойчивый спрос со стороны крупных игроков, возникающий в связи с появившимися у них срочными потребностями и на всю катушку пытаться удовлетворить этот спрос, не залезая в чистый венчур. 

Например. Та же ситуация: общепит. Не открывайте свои точки, но ищите возможность поставлять в крупный бизнес оборудование, поваров, аксессуары, услуги - связанные с вашей основной деятельностью, ждите, пока пыль осядет и с заработанных денег стройте стратегию дальнейшего роста.

И есть одна стратегия, которая многих манит, но работает и в кризис и вне кризиса одинаково: оппортунистическая. Когда бизнес хватается за любую видимую возможность заработать. Я бы на такую не ставил и деньги в подобные бизнесы не инвестировал.

Автор Никита Андросов, основатель рекламного холдинга Ingate.