Найти тему
Учительская

Здесь птицы не поют, деревья не растут…

Не знаю, как у вас, дорогие читатели, а у меня портится настроение, когда я слышу жужжание триммера. Особенно больно воспринимать этот звук в мае и начале июня, когда молодая травка только начинает радовать глаз. Странно осознавать, что кому-то по душе не майская сочная зелень, а плешивые желтые высохшие газоны. Поскольку любителей «низкой стрижки» год от года становится все больше, зеленых островков в городах – все меньше. Обидно, что их бездумное, варварское уничтожение (непоправимый вред окружающей среде) производится за счет налогоплательщиков – доблестный «труд» горе-косильщиков оплачивают муниципалитеты. Как остановить безумие?

Ботаники и экологи, активисты-общественники во многих регионах уже несколько лет пытаются достучаться до властей, объяснить ответственным за городское благоустройство лицам, что разнотравные луговые газоны – важный элемент городской среды, необходимый для устойчивости городской экосистемы. Но, несмотря на все усилия, ситуация остается без изменений: в большинстве городов покос травы производится несколько раз за лето, начинают косить очень рано, в середине мая, и заканчивают в конце сентября. Едва травостой отрастет, его снова срезают, часто «под ноль». Почему это происходит?

Потому что мечтой чиновников является так называемый партерный газон, та самая идеально ровная изумрудная щетинка, которую невозможно создать тупым выбриванием. Ландшафтные дизайнеры знают, что для партерного газона нужны полная замена земли, высадка специальных семян, ежедневный полив утром и вечером и постоянная подкормка. В большинстве случаев ничего из этого, кроме стрижки, в городах не делается, поэтому вместо желанной изумрудной зелени почти повсеместно можно лицезреть желтую сухую мочалку.

Чиновников учить поздно, они необучаемы, к тому же их главная задача не сохранение экосистемы, а освоение денег. С ней они успешно справляются. Поэтому специалисты просят школьных учителей как можно раньше начинать экологическое просвещение. Нужна продуманная и целенаправленная пропаганда здорового отношения к городской экосистеме. Учащимся всех возрастных групп можно на понятном им языке растолковать, что естественные газоны выполняют очень важные функции: вырабатывают кислород, поглощают углекислый газ, улавливают пыль, поддерживают необходимый уровень влажности воздуха и почвы, формируют почвенный покров, предотвращающий эрозию и оползневые явления на склонах.

А регулярная низкая «стрижка» приводит к постепенному уничтожению городских экосистем. Вымирают насекомые и беспозвоночные, исчезают микроорганизмы, формирующие плодородный почвенный слой, что негативно отражается на росте и состоянии деревьев – они начинают болеть и засыхать. Улетают птицы, ибо им становится нечего есть. Бабочек и шмелей в городах тоже можно видеть все реже, всем им нужна трава. И только клещам раздолье – частая косьба уничтожает их естественных врагов, поэтому неудивительно, что этих насекомых становится с каждым годом все больше и ведут они себя все более агрессивно. Для их питания и размножения трава не нужна, они зимуют в земле, там же появляются их личинки.

В прошлые времена любой крестьянин, не умеющий читать и писать, знал, что траву нельзя косить чаще двух раз за лето. А коммунальщикам, окончившим никак не менее 9 классов, невдомек, что при частой косьбе многие растения не успевают дать семена. Корни скошенных растений слабеют или вовсе отмирают. Они не замечают, что снижаются эстетические качества естественного травяного покрова, так как красивое разнотравье вытесняется грубой бурьянной растительностью (крапивой, лопухом, лебедой и др.), более неприхотливой к условиям среды.

В Европе уже давно научились ценить и беречь естественный травяной покров. Любой житель Германии и Нидерландов, причем как взрослый, так и ребенок, знает, что трава – необходимое звено экологической цепочки, важная составная часть окружающей среды. Если травянистые растения планомерно и целенаправленно уничтожать, резко снизится биоразнообразие городской флоры и фауны. У многих птиц не останется привычного корма, и они будут вынуждены покинуть городские рекреационные зоны. Почва, лишенная растительности, сильнее прогревается на летнем солнце (до 70 градусов!) и гораздо быстрее теряет влагу, иссушается, опустынивается все большая территория города. Росткам даже самых выносливых растений чрезвычайно трудно подняться без полива.

Учащимся наших школ тоже нужно объяснять, что трава, как и любые другие зеленые насаждения в городе, служит естественным бесплатным улавливателем выхлопных газов и других опасных для здоровья человека веществ. Некоторые токсичные элементы оседают на уровне роста 2-3-летних детей, то есть очень близко к земле, у самой ее поверхности. Трава вдоль дорог и во дворах домов могла бы защищать людей от пагубного воздействия оксида углерода, диоксида серы, альдегидов, сажи, канцерогенов. Редкие оазисы зелени, оставшиеся после варварского кошения, эту функцию выполнить не могут.

В заключение добавлю рекомендации ботаников-экологов. Это уже для сведения школьной администрации, особенно заместителей директоров по административно-хозяйственной части, которые очень любят «чистоту и порядок» на подведомственной территории:

  1. Косить высокотравные луговые газоны следует один раз в сезон, в конце июля. При этом скошенная трава должна несколько дней находиться на месте покоса, чтобы семена трав созрели и осыпались. Высота оставшихся стеблей должна быть не менее 10 см, чтобы сохранились нижние листья и зеленый стебель, необходимые для нормального отрастания растений.
  2. Высокотравные газоны на склонах следует косить не чаще, чем раз в три года.
  3. Луговые почвопокровные (низкотравные) газоны косить не следует, так как их составляют растения, характеризующиеся ограниченным ростом и образующие плотный естественный покров. При их кошении образуются проплешины, которые заселяются бурьянной растительностью.
  4. Только партерные газоны при условии ежедневного полива можно косить раз в 10 дней, оставляя 10-15 см.

Вот тогда в наших городах будет и красиво, и здорово.

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».