Термин этот латинский. Слово «Статистика» переводится как «состояние дела». Куда уж проще, не так ли? В Европе она зародилась в ходе реформ, проводимых Наполеоном. В Россия не отставала и тоже стала вести состояние дел в империи. Статистикой занималось в то время Министерство иностранных дел. Это важно, поскольку она изначально попала под контроль властей.
В стране советов эта традиция продолжилась. Цифра была подчинена государству. Неудобная ему из обихода быстро изымалась. Населению рассказывали преимущественно об успехах индустриализации и сельского хозяйства. Народ начал постепенно узнавать о реальном состоянии дел в стране лишь в период «горбачевской гласности».
После развала Советского Союза и частичного открытия архивов общественности стали известны факты фальсификации состояния советской экономики.
Оказывается, масштабы скрытой безработицы достигали тогда 30%. Во многих городах не хватало мяса и были ликвидированы мясные отделы в магазинах. Из полутора тысяч потребительских товаров в начале 70-х доступны были лишь несколько десятков. Несмотря на бескрайние поля власти были вынуждены покупать зерно за границей. Пагубной привычкой стали приписки. Темпы роста в годовых отчетах завышали в 3, а то и в 4 раза.
Ну да ладно. Это дело прошлое. А как сейчас у нас в стране обстоят дела со статистикой? Что показывают нам всяческие рейтинги и опросы?
Введенные Западом санкции стали выявлять огрехи в «состоянии дел». Оказалось, причем неожиданно, что значительная часть комплектующих для машиностроения, электроники, самолетостроения и пр. закупается нами из-за границы. Не забудем включить сюда и лекарства. Многие годы нас радовало их наличие и широкий ассортимент в аптеках.
Загляните сейчас в какой-нибудь хозяйственный магазин. На полках плоскогубцы и молотки все сплошь импортные, не говоря уж о более сложных инструментах. Даже простенькую дрель пригодится покупать немецкую.
В этой связи возникает вопрос, куда глядела статистика? Какими цифрами она пользовалась для оценки состояния современной экономики?
Ответ прост. Традиция утаивания неприятных статистических данных была успешно продолжена. Власти по-прежнему не отказываются от создания у населения иллюзии если не процветания, то решения всех возникших проблем. Однако сейчас ситуация совершенно другая. Имеется множество альтернативных источников информации и утаить реальные цифры и факты практически невозможно.
Примечание:
Недавно новым главой Росстата был назначен 38-летний Сергей Галкин. До этого он занимал пост замминистра экономического развития. Посмотрим, как он возьмется за дело. Уменьшит ли практику советской секретности в статистике?