Марине было семнадцать лет, когда она стала учительницей.
И хоть было это «в прошлом веке», старые привычки никуда не деваются: по-прежнему не умеет она опаздывать и всегда и везде приходит «задолго до звонка», все дела старается планировать и радуется, если «все идет по плану», верит, что нет плохих учеников, а есть плохие родители…
Раньше, правда, чаще говорили, что есть плохие учителя… До сих пор Марина испытывает жгучий стыд, когда кто-то из коллег проявляет равнодушие или непрофессионализм по отношению к ребенку…
В последнее время все чаще приходится испытывать тот же жгучий стыд в отношении родителей… Причем родители эти по возрасту часто оказываются ее бывшими учениками… И вот тут-то Марине совершенно непонятно, как эти люди обращаются с собственными детьми…Чему учат, как воспитывают…
Да что далеко ходить, как всегда расскажу несколько историй из жизни…
Лето Марина проводит за городом, свободное время располагает к спокойной и умиротворенной жизни…
Каждое утро доброе! А за забором из сетки рабицы молодая мама с детьми…Орет!
С раннего утра и до самого вечера… А разговаривает она со своими мальчишками всегда таким тоном, словно перед ней отпетые преступники: «Встал! Пошел! Отстань от меня!» А мальчишкам пять и семь лет… И уже старший копирует материнские интонации…
Удивляет Марину, которая привыкла находить общий язык с любым ребенком, что эти дети не здороваются и на ее «доброе утро» не отвечают, а отворачиваются.
А поговорить есть о чем: вот ящерица на пенечке греется, а вот шмели вокруг куста тучей вьются и гудят, как маленькие самолетики… Да мало ли всяких интересностей на земле?
Но дети на контакт не идут, боятся что ли? Оказывается, мама запретила разговаривать с посторонними. Представляете? Эти ребятишки родились и подросли рядом, летом вся жизнь проходит на глазах друг у друга, а здороваться и разговаривать нельзя… Почему?
Присмотрелась Марина к детям за свою долгую учительскую жизнь, всякое повидала и поняла, что несладко живется этим ребятишкам…
Иногда семилетний мальчик целый день бегал по участку с топором! И топор такой не игрушечный, а обычный, острый… мальчик пробовал рубить все, что находил, замахивался, поднимая топор над головой…
Что-то не понравилась Марине эта игра… Тем более, что родителей на участке не было… Младший крутился поблизости… «Господи, хоть бы не покалечился!» - замирало Маринино учительское сердце…
Ведь какая главная пословица всю жизнь на слуху: «Береженого Бог бережет…»
«Пусть привыкает!» - сказала мама очень недовольным тоном, когда Марина попробовала ее предостеречь, что опасно без взрослых в такие игрушки играть…
К чему привыкает?
Когда дети стали разжигать под деревом огонь, Марина нашла в себе силы промолчать… Только смотрела и не уходила с участка, пока эта опасная забава не закончилась. Взрослые из дома не появились…
А как же «спички детям не игрушка»?
И все-таки однажды Марина не выдержала: «Господи, куда же ты залез!»
На высокой, выше второго этажа, яблоне сидел ребенок с пилой в руке. Ветка тонкая гнулась, раскачиваясь, и он одной рукой держался, а другой пытался ветку отпилить.
Внизу под яблоней лежала целая куча металлических обломков от старой постройки, торчали какие-то палки… Если сорвется…
И тут голос подала бабушка мальчика: «Ничего страшного! Пусть привыкает к самостоятельности. Он в спортивную группу ходит, тренируется».
Уж Марине ли не знать, как учителя физкультуры и тренеры страхуют своих учеников!
Ни одно упражнение не делается без страховки, без соблюдения правил безопасности… А тут на высоте, с пилой в руках, внизу куча всяких опасных предметов, а не школьные маты, настеленные в три слоя…
Да любого «Физрука» вмиг бы дисквалифицировали, допусти он на уроке такое вопиющее нарушение!
Однако бабушка, надо сказать, совсем молодая и очень уверенная в своей правоте, целую лекцию Марине прочитала о том, что дети должны быть самостоятельными и не надеяться на помощь взрослых! И ушла…
Что тут скажешь? Это в других странах родителей лишают родительских прав, если ребенка одного дома оставят или каким-то другим способом подвергнут его жизнь и здоровье опасности…
Спорить с этой бабушкой или мамой бесполезно, да и «нетолерантно»… (не понимает Марина этой толерантности, как говорится, «старую собаку новым фокусам не научишь).
Слава Богу, обошлось! А в следующий раз каким способом эти родители будут приучать детей к самостоятельности?
А вот другая семья: шесть лет назад случилось несчастье с любимым и желанным ребенком. Он всегда был в центре внимания замечательных родителей.
С ним постоянно занимались, учили, развивали… домашние праздники, семейные экскурсии, музыка и природа… Всегда и везде мама с папой держали ребенка за руки… Мальчик хорошо учился и рос дружелюбным и веселым… Казалось, что счастье поселилось в этой семье навсегда…
Поездка в горы была долгожданной и хорошо подготовленной, одежда и обувь удобная и «правильная»…
Поднимались на совсем невысокую гору, и маршрут был неопасный, а ребенок подвернул ногу и как-то неудачно упал…
Папа на руках отнес сына в больницу и вот уже шесть лет носит его… Врачи говорят, что такая травма несовместима с жизнью, а он живет… Если это можно назвать жизнью… Родители постарели… счастье куда-то ушло из их дома…Жалко их очень… и нечем помочь…