Найти тему
Время Новостей

Продавцов начнут штрафовать за необоснованный сбор персональных данных: как это будет работать

Продавцов, которые откажутся заключать договор с потребителем из-за его нежелания предоставить персональные данные с 1 сентября ждет штраф. Соответствующие поправки в закон «О защите прав потребителей» Владимир Путин подписал в начале мая, а сейчас определились с наказанием для тех, кто не будет их исполнять. В материале «Ямал-Медиа» расскажем о необходимости нововведений и об их нюансах.

Необходимость поправок

Согласно новой поправке в статье 16 закона «О защите прав потребителей» продавцов, которые отказались заключать договор с потребителем в связи с его несогласием предоставить персональные данные (ПД) будут наказывать административным штрафом в размере от пяти тысяч рублей до 10 тысяч рублей для должностных лиц и от 30 тысяч до 50 тысяч рублей для юридических лиц, сообщила газета «Известия».

Цель нововведения — исключить необоснованный сбор персональных данных россиян. Как отмечают законотворцы, в большинстве случаев эти сведения не нужны при заключении договора с покупателем.

-2

Источник фото: Pixabay

Персональные данные — это любая информация, относящаяся к физическому лицу, по которой его можно идентифицировать. Например, имя, номер телефона, паспортные данные. Именно за этой информацией любят охотится киберпреступники. На фоне спецоперации случаи утечки ПД участились. По мнению коммерческого директора компании «Код безопасности» Федора Дбара, это может привести к критическим последствиям.

Утечка данных может привести к крайне негативным последствиям и не для одного человека, а для целых категорий населения. Очевидно, что сейчас компании не уделяют должного внимания вопросу защиты ПД, иначе бы никаких утечек не было. Так что ужесточение закона и усиление требований в части его соблюдения — это абсолютно логичный шаг

Федор Дбаркоммерческий директор компании «Код безопасности»

По сей день эффективной защиты персональных данных не существует. В этом уже убедились пользователи Delivery Club, «Яндекс Еды» и «Билайна», чьи имена, номера телефонов и адреса слили в сеть. Сейчас эта информация находится в общем доступе.

Мнение экспертов

Юрист фирмы DRC Никита Истомин рассказал, что есть случаи, когда покупателю все же придется предоставить свои персональные данные продавцу. И это не будет считаться нарушением. Под санкции подадут только те, кто будет запрашивать избыточную информацию, в частности паспортные данные.

«Сама по себе обработка ПД в целях заключения или исполнения договора не является нарушением до тех пор, пока объем обрабатываемых ПД соответствует этой цели. А значит, продавец не будет нести ответственность, если он собирает необходимый минимум, как правило, в него входят фамилия, имя, платежные данные, адрес доставки, контактные данные», — пояснил он.

-3

Источник фото: Pexels

Не будет являться нарушением новых поправок и практика обработки персональных данных с согласия покупателя, добавил Истомин.

Исключения поправок

В поправках есть исключения для некоторых организаций, которым придется предоставить чуть больше, чем просто номер телефона и ФИО. В этот список входят лицензированные услуги (медицина, связь, финансовые услуги).

Кроме того, есть определенные виды товаров, при покупке которых требуют дополнительных данных от потребителя. Например, это касается продажи ювелирных украшений на сумму от 40 тысяч рублей.

Член Ассоциации юристов России Алия Алтынбаева отметила, что существуют технические условия приобретения товаров, при которых неизбежна передача конкретных данных о покупателе.

-4

Источник фото: Trismegist san/Shutterstock.com

Например, клиент совершает заказ товара в интернете и должен указать адрес доставки и свои личные данные или покупает электронный билет в театр и оставляет адрес своей электронной почты. Конкретного перечня случаев, когда личные данные нужны для выполнения договора, нет

Алия Алтынбаевачлен Ассоциации юристов России

Как будет работать надзор за нарушителями

С 1 сентября россияне, которые столкнулись с любопытными продавцами, могут пожаловаться на них в Роспотребнадзор, так как ст. 14.8 КоАП относится к его подведомственности, пояснил юрист Истомин.

Также за соблюдением закона ПД следит Федеральная служба по техническому и экспортному контролю. А к проверкам нарушения могут подключиться ФСБ и прокуратура.

Ранее маркетплейс Wildberries, который тоже обвиняли в утечке данных пользователей, опроверг массовые штрафы за отказ от товаров. Однако у покупателей, часто возвращающих товары, все же будут списывать по 100 рублей за вещь.

Самые важные и оперативные новости — в нашем Telegram-канале «Ямал-Медиа».