Расширение архитектурного комплекса мэрии Новосибирска на улице Романова грозит бессонными ночами жильцам двух многоэтажек. Они утверждают, что новое здание, построенное во дворе за Домом быта для подразделений администрации города, ночами напролет обеспечивает световое шоу, из-за которого невозможно уснуть.
По адресу улица Романова, 33 завершается строительство здания, в котором разместят часть структур мэрии Новосибирска. Его ближайший «сосед» — Дом быта, вмещающий четыре департамента и шесть управлений городской администрации.
Прежде на данном участке находилась 84-летняя двухэтажка с богатой историей. В разное время в ней располагались детский сад, детский дом, Новосибирское хореографическое училище, а после его «переезда» — Новосибирское театральное училище. Позже, когда «театралке» подыскали новое место, площади стали сдавать в аренду.
В 2018 году постройку выкупила городская администрация, спустя три года ее снесли, чтобы возвести восьмиэтажный офис для нужд муниципалитета. Власти решили пересадить туда часть служащих в рамках «оптимизации процесса управления». Контракт на реконструкцию заключили с ООО ПКФ «Агросервис», его стоимость составила без малого 345 млн рублей.
Прошлой зимой на Романова, 33 закипели работы — в итоге за год на участке появилось современное здание из серо-белого кирпича с подземной парковкой. Затем в середине мая на филиале ратуши зажгли подсветку — тогда-то, по словам жителей соседних домов, они буквально лишились сна.
Красным помечены здания мэрии — Дом быта, где находятся департаменты и управления, и строящийся офис за ним. Зеленым — дома жильцов, страдающих из-за подсветки.
«Не могу подойти к окнам»
Пенсионерка Татьяна Ивановна живет в пятиэтажке на Романова, 35, расположенного в 30 метрах от административного здания, прямо напротив. Она шутит, что благодаря такому соседству может экономить на электроэнергии — света с улицы так много, что внутреннее освещение не требуется даже по ночам. Но в остальном плюсы заканчиваются.
Квартира женщины находится на втором этаже. Вот уже больше недели каждую ночь в ее окна бьет свет от двух фонарей, установленных над подземной парковкой высотки.
«Я даже вечером не могут подходить к окнам, потому что мне режет глаза. Подсветка работает на протяжении всей ночи. Когда я ложусь спать, ощущение, что где-то не выключили свет. С другой стороны дома у меня находится кухня. Ночью встаю капать капли и свет не включаю, большая экономия получается. Время на часах тоже вижу, не включая света — представляете, какое с улицы освещение? Это ужасно», — рассказывает пенсионерка в беседе с корреспондентом НДН.инфо.
Она предполагает, что мощность освещения увеличили, поскольку охраннику не видно всю территорию. Раньше стройку огораживал забор, но потом его убрали, а новый так и не поставили. Развернуть светильники в другую сторону, по словам женщины, не получится, — механизм не позволяет.
«Мне этот свет не нужен. Либо пусть убирают, либо пусть покупают блэкаут-шторы. У меня, пенсионерки, денег на них нет. Вечером к окнам если подходить, то только в черных очках, либо их завешивать, но не знаю, где найти черную плотную бумагу на стекла», — сетует женщина.
Татьяна Ивановна добавляет, что проблемы со строительством филиала мэрии начались еще во время сноса старого здания.
«Когда сносили предыдущее здание, потолок пошел трещиной по всей квартире. Они приходили, фотографировали, один раз составили акт, потом снова разбили, пришли еще акт составили. Долбили какой-то вибромашиной, дом ходуном ходил. И вот недавно, когда трясти перестало, пришли и все щели замазали. Заделали, вопросов нет», — добавляет женщина.
Свет от административного здания доходит также до дома № 36, расположенного через дорогу, доставляя неудобства жителям.
«Есть квартиры, которые выходят на это строящееся здание мэрии. Многие жалуются на то, что свет горит по ночам. Пожилые люди и так плохо спят. А сейчас, говорят, спать вообще невозможно», — поделилась жительница дома №36 Лариса Николаевна. — Если сейчас речь идет о временном освещении, пока идет строительство, это одно. А если это будет постоянно, то это большая проблема».
«Наступило 23 часа, ну перевидите в дежурный режим, чтобы не полыхало по всей округе»
По словам жителя дома Сергея, он дважды связывался с директором «Центра муниципального имущества» Эдуардом Беляцким по поводу проблемы — по телефону и на приеме. Жильцы выступали с просьбой отключать подсветку в 23:00, но она осталась без ответа.
«Удивительно то, что даже стройка не настолько мешала, как эта подсветка. Но суть не в этом — стройка должна была быть и ее должны завершить. Стройка — явление временное, а вот эксплуатация подсветки — постоянное. Должна ли она быть такой интенсивной в ночное время — вопрос спорный. Подсветка может быть включена до определенного периода, а на ночь ее можно отключить, например, в 23 часа. Мы же не говорим о том, чтобы совсем ее выключить», — отмечает Сергей.
Подсветку включают около 22 часов и оставляют примерно до 7 утра. Мужчина не понимает необходимость такой меры, учитывая, что это административно-офисный корпус, который стоит не в первой линии, да и не на главной улице.
«У них там фешенебельно сделана входная группа на два этажа, она тоже интенсивно подсвечивается. Для чего это делать в два-три часа ночи? Проезжую часть по Романова оно вообще никак не освещает. Свет распространяется за счет своей интенсивности и площади покрытия по фасадам окружающих домов. Фасад дома на Красном проспекте, 50 со стороны улицы Романова вполне себе темный, а во дворе просто фейерверк, — говорит мужчина. — Наступило 23 часа, ну отключите, чтобы не полыхало по всей округе. Сейчас тем более день продолжительный, поэтому в 22 часа может быть светло еще и без подсветки».
Со слов жильцов, если собственникам или рабочим нужно освещать территорию здания, то светильники нужно ставить по периметру и направлять во двор. Сейчас же они выставлены так, что свет бьет по окнам соседних домов.
«В чем суть нашей позиции — не сутяжничать, писать и судиться, а конструктивно решить вопрос. Ситуация очевидная и очень простая. Можно, конечно, по бюрократической процедуре полгода переписываться, а потом все равно прийти к разумному и приемлемому для всех решению», — возмущается Сергей.
«Просто без света же нельзя»
НДН.инфо обратился за комментарием к директору «Центра муниципального имущества» Эдуарду Беляцкому. Он заявил, что не знает, насколько может мешать подсветка — по проекту она «не очень яркая».
Жалоб на подсветку от дома №35 в «Центр», по его словам, не поступало. При этом, со слов руководителя предприятия, на улице его остановил человек из дома №36, который спросил про освещение на лестничной клетке здания, работавшее по ночам.
«Я ему говорю: «Хорошо, если я живу в соседнем доме и боюсь спать без света, включу его у себя в квартире, он вам тоже будет мешать?». Абсолютно какие-то, знаете, если честно, странные просьбы. По поводу подсветки самого фасада — она стоит по периметру, потом светодиодная подсветка, которая освещает проезжую часть вокруг здания. Их (фонарей) там на главном фасаде, по-моему, четыре, и на боковом — три. Все они направлены вниз на проезжую часть вокруг здания. Также подсветка идет вверх и вниз по колоннам, которая 36-му дому вообще мешать не может, он находится в стороне», — продолжает Эдуард Беляцкий.
По словам директора предприятия, пока здание не введено в эксплуатацию, подсветку можно выключить. Но для этого «хотелось бы» получить официальное обращение от жильцов домов. Однако, когда здание наконец заработает, без подсветки не обойтись.
«В нашем здании на Красном проспекте, 50 по ночам работают уборщицы. Они же не могут в темноте убирать, согласитесь? Днем там идет рабочий процесс, уборка невозможна, — заключает Беляцкий. — Двор как-то должен освещаться, хоть в жилых, хоть в административных зданиях. Просто без света же нельзя».
Любопытно, что накануне, в день звонка НДН.инфо Эдуарду Беляцкому, подсветка впервые за последние недели погасла еще до наступления утра. По словам местного жителя, ее отключили еще в 23:01.
НДН.инфо направит официальные запросы по поводу сложившейся ситуации в мэрию Новосибирска, Сибирское управление Ростехнадзора и управление Роспотребнадзора по Новосибирской области.
Все фото предоставлены героем публикации.
Ольга Тарабанова