Как союзникам удалось сломать военную мощь Германии во Второй Мировой войне? Ведь армия у Гитлера была высокопрофессиональная, части СС - мотивированные, народ от мала до велика был готов умереть за свою страну. Экономика была очень мощной, несмотря на нехватку ресурсов, причем ее мощь обеспечивалась, в том числе, трудом различных категорий невольников. Подводили только бедные и слабые союзники, но на них после Сталинграда уже не расчитывали. И, тем не менее, поражение страны оказалось сокрушительным. Осознавая его возможность, Гитлер много усилий прилагал для создания новейших видов вооружений, ради достижения над противником качественного превосходства. К концу войны у немцев был целый ряд образцов оружия, которое представляло собой настоящий прорыв в военных технологиях. В предыдущей статье мы говорили о превосходящем немецком оружии, в этой рассмотрим уникальное и по-настоящему революционное.
Сразу отмечу: я ни в коем случае не сравниваю гитлеровскую Германию и Россию. Я лишь привожу пример того, насколько эффективны могут быть уникальные военные технологии, когда они только появляются и принимаются на вооружение.
Я не сравниваю Вторую Мировую со "Спецоперацией на Украине". Нельзя сравнивать глобальный конфликт с локальным. Все, что я сравниваю - это ожидания людей от чудо-оружия, тогда и сейчас.
Ракеты Фау-1. В 1940-е ракеты разрабатывали все крупные Державы, но действующие, серийно производимые экземпляры крылатых и баллистических ракет были только у Гитлеровской Германии. Первое боевое применение Фау-1 состоялось 13 июня 1944 года, и на тот момент, и даже полгода спустя, никто кроме Германии подобными технологиями еще не располагал. Более того, послевоенные разработки крылатых ракет как в СССР, так и в США велись либо с использованием, либо вообще на основе немецкой технологии. Технология оказалась слишком "сырой", было много отказов материальной части, союзники быстро научились сбивать ракеты, но из произведенных 25.000 только при бомбардировках Англии долетели до цели 2419 единиц, убив 6184 человек и ранив 17 981. То есть, абсолютно новое оружие все же показало боевую эффективность. Смогли ли немцы, как расчитывали, этими бомбардировками вывести Англию из войны? Нет, не получилось, зато получилось разозлить врага. Сами англичане, используя гораздо более старую технологию - винтовые бомбардировщики со свободно падающими фугасными или зажигательными бомбами, нанесли огромный ущерб немецким городам, разбомбив некоторые буквально в пыль. Общие потери гражданского населения Германии в годы войны превысили 500.000 человек, большая часть погибла в результате авиаударов союзников. Чудо-оружие опять не спасло.
Ракеты Фау-2 были по настоящему революционными для своего времени. Именно эта разработка дала старт как американской, так и советской космическим программам. Абсолютно все последующие разработки баллистических ракет или непосредственно использовали, или учитывали немецкий опыт. Первое применение произошло 6 сентября 1944 года против Англии, до Лондона долетели 517 ракет за все время их использования, убито 2724 человека, ранено - более 6000. Из 4000 произведенных ракет около половины либо взорвались на старте, либо вышли из строя в полете. Но все же, боевое применение получило определенную эффективность, а главное - изделие не имело аналогов. Именно немцы, для войны с США, первыми разработали проект для установки баллистической ракеты на подводную лодку, разрабатывался и проект двуступенчатой межконтинетальной МБР, но немного не успели. Итак, опять было применено уникальное, новейшее оружие - и опять не помогло.
Реактивные самолеты: до серийного производства удалось довести целых четыре: 3 истребителя - Ме.262 , Хейнкель He-162 Volksjäger, Мессершмитт Ме.163 Комета и один бомбардировщик - Арадо Ar 234 Блитц. Активное боевое применение получил только Ме.262, (случаи применения прочих самолетов были единичными). Самолет совершил первый полет в 1942 году, всего были переданы в войска 564 самолета, из которых 61 принял участие в боевых действиях. Для справки скажу, что, например, современных российских Су-57 только планируется произвести 76 единиц, произведены уже или нет - информацией не располагаю. Так что темпы у немцев были действительно ударные, не каждое государство сможет такое повторить.
Итак, Ме.262 - первый серийный реактивный самолет Второй Мировой Войны - конечно же немецкий, аналогов у союзников не было. Скорость - до 1100 км/ч, вооружение - четыре 30мм. пушки. Для справки, скорость North American P-51 Mustang, одного из лучших истребителей союзников, всего 704 км/ч. Ме.262 одерживал победы в воздушных боях, есть данные о сбитых 150 самолетах союзников. Но из-за отсутсвия опыта применения реактивной авиации и новизны конструкции материальная часть часто отказывала, машины терпели поражение в боях с новейшими американскими и советскими винтовыми истребителями. Очень быстрый самолет имел плохую маневренность, что и позволяло его сбивать. Тем не менее, самолет, и особенно его двигатель, оказали большое влияние на послевоенное авиастроение. Итак, реактивные самолеты, не имевшие аналогов, гитлеровскую Германию тоже не спасли.
Теперь немного аналитики. Уникальное оружие, действительно не имевшее аналогов, у немцев было и было доведено до серийного производства, и даже получило активное применение в боевых действиях. На основании количества образцов вооружений принадлежавших к принципиально новому типу оружия, можно утверждать, что Германия в производстве вооружений частично находилась на другом технологическом уровне, превосходя в этом всех своих противников. При этом, установлено достоверно, что на ход боевых действий факт обладания гитлеровцами уникальными военными технологиями повлиял слабо. Почему так получилось?
Все объясняется очень просто: во-первых, новейшее оружие требует времени для устранения детских болезней и достижения надежности материальной части, освоения в производстве, освоения в войсках, на создание и освоение тактики его применения. На все это требуются годы, как минимум с момента завершения приемочных испытаний, а чаще всего - с первого боевого применения. Немцам банально не хватило времени.
Во-вторых, при отсутствии значительного качественного разрыва в военных технологиях, победа в войне обеспечивается не столько совершенством оружия, сколько способностью его производить. Производственные мощности Германии в 1944 году уже значительно уступали производственным мощностям союзников. США, Англия и СССР просто производили гораздо больше оружия и могли поставить на фронт гораздо больше живой силы, чем Гитлеровская Германия, хоть та и рекрутировала в свои легионы СС добровольцев по всей Европе, и использовала, как могла, заводы оккупированных стран.
В третьих: превосходство над противником должно быть во всех компонентах: на земле, в воздухе, на море. Немцы с самого начала безусловного превосходства на море не имели, и потеряли инициативу еще в 1943 году. Свое небо Германия в 1944 году уже не контролировала, но не из-за каких-то особенностей географии, а как раз из-за обознченных выше экономических причин: Англичане и Американцы довели превосходство в авиации до 10 к одному, просто за счет массового производства самолетов, и не смотря на значительные их потери, тупо продолжали бросать целые орды своих бомбардировщиков в бой. На земле превосходство было утрачено в долгих, изматывающих боях на восточном фронте.
А теперь подумайте: сейчас труженники информационного фронта, храбрые бойцы информационных войн заявляют о появлении у России нескольких образцов вооружения, которых у вероятного противника еще нет. А может, его и в принципе еще нет, но это не важно. Есть ли у России шансы победить в войне против 30 стран, располагая несколькими уникальными военными технологиями, но при собственном слабом общем уровне развития технологий? Победить вероятного (или уже реального) противника, обладающего несопостовимо более высоким потенциалом производственных мощностей, и гораздо более мощным общим экономическим потенциалом? Когда у вероятного противника оружие большей частью принадлежит уже к следующему поколению, только оно уже освоено, испытано, и с оптытом боевого применения? Имея в 2 раза более слабую авиацию и в 3 раза более слабый флот? Если мобилизационный ресурс живой силы у одних только США в 2,2 раза больше? И наконец, если у вероятного противника имеется и находится в серийном производстве еще большее количество образцов вооружений, в том числе - стратегических, аналогов которым в России нет?
История знает массу примеров, когда слабый противник на чужой территории поначалу задавал перцу более сильному. Нападение Японии на США, война Германии с Антантой, война Гитлеровской Германии и ее слабых союзников против стран Британского Содружества, США, СССР - все это хорошие этому примеры. И каждый раз более экономически слабый - проигрывал. Каждый раз ради победы создавалось и использовалось Чудо-Оружие, опережающее свое время: гигантские подводные лодки, отравляющие вещества, биологическое оружие, ракеты и реактивные самолеты, автоматическое оружие пехоты и многое, многое другое. Иногда, как в случае с химическим оружием в Первую Мировую, Чудо-оружие даже успевало вовремя. Но вот победить оно еще никогда не помогало.