Найти тему

Особенности нравственного развития детей с нарушениями речи

В данное время некоторые дети порой не ценят, не уважают чужой труд, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют вести себя на улице, в общественных местах, дома с близкими людьми. Роль взрослого в воспитании ребёнка с каждым годом становится всё более трудной. Формирование нравственных качеств - это длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Дети, особенно в раннем возрасте, почти не воспринимают явных указаний и назиданий. А через игровую деятельность легче всего представить ребёнка с высокими моральными качествами.

Формирование основ нравственных качеств личности начинается в дошкольном возрасте. Дальнейшее нравственное развитие детей с общим недоразвитием речи во многом зависит от того, насколько успешно осуществляется этот процесс.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые нарушения, при которых у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы, связанных с её звуковой и смысловой стороной, при нормальном слухе и интеллекте.

Существует четыре уровня общего недоразвития речи (ОНР), при которых нарушаются все компоненты языковой системы (лексика, грамматика, фонетика и фонематика) (Калягин В. А.).

На уровне I ОНР ребёнок вообще не говорит или произносит какие-то невнятные слова. Когда ОНР II уровня произносит только звуки раннего онтогенеза, слова простой слоговой структуры, могут быть в речи ребёнка фразой из двух слов, грубо аграмматической. На уровне III ОНР у ребёнка нарушено не менее десяти звуков, есть фразовая речь, можно понять, что говорит ребёнок, но его словарный запас беден и неточен, а также есть аграмматизмы в устной речи. При ОНР IV уровня у ребёнка могут быть нарушены два звука, недостаточно сформированы фонематические процессы, недостаточно чётко нарушена лексика и грамматическая структура речи.

У детей третьего года жизни уже могут проявляться такие черты личности, как общительность или застенчивость, независимость или неуверенность в себе, эгоизм или недоброжелательность, внимательное отношение к друзьям. Под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает нравственные нормы. Руководя деятельностью детей, педагог формирует такие важные качества, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда, желание максимально помочь им, активность и инициативность в самостоятельной деятельности.

Исследования показывают, что дошкольный возраст характеризуется большими возможностями нравственного воспитания детей с общим недоразвитием речи: в различных видах деятельности успешно формируются некоторые способы сознательного управления их поведением, активностью и самостоятельностью, а также интерес к социальной среде. Правильное воспитание препятствует накоплению ребёнком негативного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и поведенческих привычек, которые могут отрицательно сказаться на формировании его нравственных качеств.

Основными задачами нравственного воспитания дошкольников с общим недоразвитием речи являются формирование у них нравственных чувств, положительных навыков и поведенческих привычек, основ нравственных качеств, нравственных понятий и мотивов поведения.

В воспитании ребёнка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. Чувства - это особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием человеческим потребностям.

Чувства, как эмоциональное отношение человека к различным явлениям и сторонам действительности, раскрывают в характере этого отношения особенности этого человека, его нравственные убеждения, его внутренний мир. «Ничто – ни слово, ни мысль, ни даже наши поступки не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувства: в них слышится характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания нашей души и ее строения», - говорил К. Д. Ушинский.

Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого и которые могут вдохновить его на великие дела и благородные поступки, не даются ребенку в готовом виде с самого рождения. Они возникают и развиваются в детском возрасте под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

История отечественной и зарубежной педагогики всегда уделяла большое внимание воспитанию нравственных чувств. В работах К. Д. Ушинского и В. Г. Белинского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослого и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности по отношению к ним.

Задача воспитания нравственных чувств у детей решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, тем добрее и справедливее они к детям. Взрослые завоевывают любовь детей своим отношением к труду, своей идеологической убежденностью, своей преданностью Родине. Дети начинают подражать своим старшим, у них появляется желание быть похожими на того, кто затронул их чувства, вызвал симпатию. Кроме того, педагог следит за тем, чтобы дети понимали сущность нравственных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков.

Сформированные нравственные понятия служат основой для развития мотивов поведения, побуждающих детей к определенным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет учителю проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного поступка и выбрать наиболее подходящий метод воздействия.

Однако мы не должны преувеличивать силу чувств, формирующихся в дошкольном возрасте, но в то же время должны помнить, что именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие человеческой личности.