Недавно на одном форуме, посвящённому французской музыке прошлого века, наткнулась на любопытную статистику. Замечу, что изо всех десятилетий послевоенного периода в мировой музыкальной культуре для себя выделяю 70-е. Больше всего исполнителей и песен, которые меня "цепляли" с ранних лет - родом именно из той эпохи.
Так вот, если кому интересно, то среди французских певцов, лидерами по продажам пластинок являлись тогда: 1 - Мишель Сарду, 2 - Джонни Холлидей, 3 - Клод Франсуа, 4 - Джо Дассен. Дальше список продолжать не буду, потому что я и не стремилась запоминать его детально. Ведь все мои фавориты оказались тут как тут, вполне на заслуженных местах по-моему мнению.
Поэтому мне пришла идея вкратце рассказать вам о каждом исполнителе из этого списка, а также напомнить о самых значимых песнях того периода в их карьере и сердцах слушателей.
Начать решила с лидера - Мишеля Сарду - который по праву ознаменовал собой именно это десятилетие. Все вышеперечисленные певцы начали восхождение на музыкальный Олимп ещё в 60е. Сначала Джонни и Клокло - в 1961-62м. Чуть позже Сарду и Дассен - приблизительно с 1964го. Но поскольку Мишель был как минимум на 5, а то и 8 лет моложе своих коллег, его расцвет пришёлся именно на следующее десятилетие, в котором он смог потеснить двух признанных идолов предшествующей эпохи "йе-йе".
Мишель Сарду - коренной парижанин, родился в 1947 году в потомственной актёрской семье. С ранних лет тоже мечтал работать в театре и собственно имел такой опыт благодаря совместной работе с отцом. Но невероятная слава пришла к нему именно в песне. Первую пластинку он записал в 18 лет в соавторстве со своим приятелем Мишелем Фюгеном (тоже довольно знаменитым французским автором и исполнителем), но особого успеха она не имела. Затем в течение 18 месяцев проходил службу в армии. А в разгар политических разногласий между США и Францией, когда де Голль принял решение выйти из НАТО, и вовсе пустил свою карьеру под откос песней "Les Ricains", порицающей несколько неблагодарное отношение французов к американцам по итогам Второй мировой войны. Сарду запретили на радиостанциях, а известная французская звукозаписывающая компания "Barclay" в одночасье разорвала с ним контракт. Но к тому времени Мишель успел зарекомендовать себя в шоу-бизнесе и смог зарегистрировать собственную фирму звукозаписи совместно с талантливым композитором Жаком Рево. Так началось их плодотворное сотрудничество длиною в 30 лет. Мишель как правило писал тексты, Рево - музыку.
И первая песня, которая наконец "выстрелила" - "Популярные балы" (1970).
Сарду приглашают в роли "американской звезды" (по-нашему - на разогрев) на концерт другого известного певца в Олимпию. А через год он и сам будет блистать на легендарной сцене с сольной программой.
Следующая знаковая песня десятилетия, как и в целом одна из самых кассовых в карьере Сарду - "Болезнь любви" (1973). С ней значительно расширится и география поклонников певца.
Третий сингл, который и сам Мишель особо выделяет в своей карьере - посвящение кораблю с одноимённым названием "Франция" (1976). Эмоционально и выразительно, вполне в духе всё того же молодого бунтаря Сарду.
Надо заметить, что после успеха 70х с возрастом Мишель Сарду не утратил своей актуальности во французской песне. И хотя на смену ему неизбежно пришло свежее поколение талантливых артистов, Сарду продолжал выпускать альбом за альбомом, собирать крупнейшие концертные площадки и оказывать всепоглощающее влияние на своего слушателя вплоть до 2018 года, когда он принял решение больше не петь в силу возраста.