Вот оно и пришло, долгожданное лето. А главный его праздник, как известно, первое июня, Всемирный день защиты детей. Они встречаются нам повсюду. Днем по улицам города разливается звонкий ребячий смех. Но есть и те, кого это не радует. Чайлдфри — люди, которые считают себя свободными от необходимости заводить потомство, которые сознательно решили не иметь детей. Кто они и откуда появились? Почему придерживаются такой позиции? Давайте разбираться.
Дойти до самой сути
Сам термин «чайлдфри» пришел к нам из американской культуры. Формально под ним подразумевают людей, которые принципиально не хотят детей. При этом они зачастую не против семьи. Многие счастливы в браке вдвоем или, к примеру, с домашними животными. По личному опыту скажу, что с первым чайлдфри столкнулась в техникуме.
Однажды одногруппница заявила, что не желает рожать ребенка. Это звучало неожиданно, но любопытно, так как отличалось от мнений большинства. Самое приятное, что ее не раскритиковали и не стали осуждать, за что стоит сказать спасибо современной молодежи. Люди с похожими взглядами и сейчас живут среди нас. Некоторые согласились рассказать свои истории.
— Я весьма эгоистичный человек, а ребенок будет отнимать практически 100 процентов свободного времени, и продлится это как минимум до его 18-летия. Еще беременность — тоже жуткий процесс. Не горю желанием страдать девять месяцев: все время тошнота, дискомфорт. А я боюсь этого, и в случае беременности могу просто умереть от истощения. Очень много болезней возникает до и после родов. Может ужасно испортиться фигура, есть вариант остаться калекой или вообще скончаться. На мой взгляд, оно того не стоит. В детстве думала, что вырасту и рожу. Но уже будучи подростком, стала находить много групп и видео про чайлдфри. Тогда и начала интересоваться движением. Что касается окружения, в основном старшее поколение относится с осуждением. А так нет больших проблем, тем более я не говорю про это на каждом углу. Иногда просто молчу и качаю головой, чтобы не приставали. Парень пока не стремится к детям. Подруги тоже чайлдфри. Не исключаю, что лет через десять, возможно, что-то поменяется в моем мировоззрении и я захочу ребенка. Но сейчас не готова отказаться от своих увлечений в пользу новой жизни, — говорит моя знакомая, имени которой я обещала не называть.
— Я хочу ребенка, но сейчас такое время, когда нет стабильной работы и квартиры. Поэтому пока не планирую. На работе говорят, что это правильно, так как нужно место, где жить и растить детей, и зарплату побольше. К 25–30 годам, может, появится желание, — делится своей позицией другая девушка.
Молодежь сегодня обвиняют в нежелании взрослеть и неорганизованности, но старшее поколение — это одни люди, а мы — другие. Конфликт отцов и детей будет во все времена. У нас нет того, что было у родителей, так же как и у них нет того, что есть у нас. Например, соцсетей, мессенджеров и электронной почты. Зато мы открыто обсуждаем психологические состояния, политические события, тяжелые моральные вопросы и не имеем стереотипов о цвете кожи или вероисповедании. К тому же нет дискриминации по гендерному признаку.
— Три года назад я бы точно причислила себя к чайлдфри, а сейчас уже не уверена. Не могу утверждать, что против детей, но и нет большого желания их заводить. У меня особые взгляды на это: воспитанием ребенка заниматься не буду и, если что, отдам маме. Она уже очень хочет внуков. Так что не уверена, могу ли я относиться к этому движению, — говорит молодая женщина.
— Ненависти к детям у меня нет, но и теплоты тоже. Можно было бы сослаться на возраст, но и раньше никогда не возникало мыслей, что быть матерью — это клево. Быть матерью — это большая ответственность, и нужно понимать, насколько... А мне нравится чувствовать себя ребенком внутри. Также сейчас сложные условия в мире: страшно дарить кому-то жизнь в состоянии постоянной нестабильности. Наконец, самый важный момент — роды. Организм полностью перестраивается. Несмотря на успешную медицину, бывают прецеденты, когда мать умирает или ребенок получает родовую травму. А сколько времени нужно, чтобы восстановиться, учитывая возможность послеродовой депрессии... Поэтому я не причисляю себя к чайлдфри, но детей рожать не планирую, — рассказала Елизавета Новикова.
Среди водопадов информации в интернете и соцсетях можно найти интересные мысли и суждения. Есть люди, которые вдохновляют. Скажешь, что это чушь и глупости, дорогой читатель? Но что, если взглянуть с другой стороны?
Со мною вот что происходит
Давай представим комнату в студенческом общежитии. На столе тараканы патрулируют территорию. Бесполезно объяснять, что еды не будет. Они не теряют надежды. Мне тоже не хочется терять. На железной кровати пролистываю ленту новостей. Там волны разбиваются о скалы и неприступной стеной встает тайга, там проливной дождь и теплый ветер, там закат и рассвет, возвышаются горы и небо сливается с горизонтом, свобода и сама жизнь — всё там. Усатые шуршат за холодильником, за окном чьито драматичные разборки, а ролики всё мелькают перед глазами. У людей есть велосипед, собака, дом, где встречают и провожают. Видишь, аккаунт утешает, отвлекая от повседневной рутины.
— Я не могу назвать себя абсолютным чайлдфри, но детей не желаю иметь лет до тридцати. А потом уже требует общество. Хотя все зависит от обстоятельств. Необходимо создать хорошую, крепкую семью и не бояться ответственности, ведь иначе можно испортить жизнь человеку. В ближайшие лет десять просто не смогу это обеспечить. Также я несколько не люблю их: они капризные, плаксивые, многие непослушные, часто бывают злыми со сверстниками. Не чувствую этого восторга, умиления и вселенской любви. Родители и родственники, естественно, не понимают: осуждают, твердят, что главное счастье в жизни — дети, и что предназначение женщины — родить ребенка. Но я предпочту занять высокую должность и получать хорошую зарплату, чем стирать пеленки. А вот друзья меня поддерживают, хотя я не промываю им мозги. Наверное, это разница поколений, воспитания и ценностных ориентиров. Хотя и среди современной молодежи есть желающие иметь детей. Моя позиция такая, можно осуждать и закидать тапками, но она логически обоснованна и останется неизменной, — утверждает еще одна девушка из этой категории.
Разница действительно есть. Даже несмотря на то, что нас называют легкомысленными. Это не так. К примеру, в общаге в окружении тараканов, среди треснутых стен по ночам мы говорим о важных вещах. Рассуждаем, как бы поступили при вторжении террориста в институт, о том, что же есть смысл жизни, о религии в душе и вере в сердце, о своих больших и малых проблемах. Мы поднимаем вопросы, значимые сегодня. Скажем, не обязательно выходить замуж, когда можно открыть бизнес, знания важней оценок, а эмоциональное выгорание и депрессия существуют. Вовсе не стыдно обратиться за помощью, чаще поддерживать и помогать. Потому что это важно.
В конце хочется отметить, дорогой читатель, что также заслуживает понимания позиция людей, которые не хотят детей. По разным причинам: возможные проблемы со здоровьем, ответственность, нелюбовь, отсутствие стабильной работы и жилья… Они также имеют право жить в нашем обществе. Тем более чайлдфри не навязывают свою позицию другим. Эти люди принимают свое решение. Ведь у каждого есть свобода выбора. Это и отличает нас от машин.
…Но что, если бы моя мама была чайлдфри? Не было бы ничего. Для меня. Ни задушевных ночных разговоров о самом важном, ни первого ясного летнего дня, ни смелых мечтаний о будущем… Вместо меня — просто пустота. И с этим как-то совсем не хочется соглашаться.
Мария ЦИЦИЛОШВИЛИ
Фото из открытых источников