Центральный банк сегодня в третий раз за два месяца резко понизил ключевую ставку — до 11%. От планов по плавному снижению Эльвиру Набиуллину вынудила отказаться майская дефляция и необходимость оживить забуксовавший спрос. По оценке главы ЦБ, ипотека теперь покажет рост в 10−15%, кредитование бизнеса — до 5%. Набиуллина не исключила и дальнейшее снижение ставки по итогам планового заседания 10 июня. Эксперты «БИЗНЕС Online» предлагают не спешить с выводами: следует дождаться итогов параллельного импорта, который из-за сложной логистики, транспортных издержек и премии экспортерам за риск может неприятно удивить инфляционным всплеском.
ЦБ РФ понизил ключевую ставку до 11% годовых
Совет директоров Центрального банка на внеплановом заседании понизил ключевую ставку сразу на 3 п. п. — до 11%. Это третье по счету резкое снижение ставки, менее чем за три месяца она опустилась сразу на 9 п. пунктов. До сегодняшнего дня регулятор понизил ставку 29 апреля также на 3% — с 17 до 14%. «Последние недельные данные указывают на значительное замедление текущих темпов роста цен. Ослаблению инфляционного давления способствует динамика обменного курса рубля наряду с заметным снижением инфляционных ожиданий населения и бизнеса», — объяснил ЦБ свое решение.
Регулятор указал также, что годовая инфляция в апреле достигла 17,8%. Однако, по оценке на 20 мая, замедлилась до 17,5%, снижаясь быстрее апрельского прогноза. При этом приток средств на срочные рублевые депозиты продолжается, а кредитная активность по-прежнему низкая. Внешние условия для российской экономики остаются сложными, что «значительно ограничивает экономическую активность».
ЦБ допустил дальнейшее снижение ставки уже на ближайших заседаниях (следующее намечено на 10 июня). «По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 5,0–7,0 процента в 2023 году и вернется к 4 процентам в 2024-м», — говорится в релизе регулятора. Примечательно, что Центробанк не привел новых ожиданий по инфляции в 2022-м, которые ранее оценивались на уровне 18–23%.
Традиционную пресс-конференцию после решения совета директоров глава ЦБ Эльвира Набиуллина не проводила, но практически сразу появилась на заседании ассоциации банков России. По ее словам, регулятору удалось защитить финансовую стабильность страны и не допустить раскручивания «инфляционной спирали». Но «выдыхать рано», экономика входит в период структурной трансформации и будет остро нуждаться в деньгах. «Ближайшие кварталы окажутся непростыми, пока экономика адаптируется, будет сложно и компаниям, и гражданам», — предупредила Набиуллина.
Замедление кредитования показывает, что кредитно-денежные условия в экономике жесткие, считает глава ЦБ. При этом продолжается заметное снижение инфляционных ожиданий и населения, и бизнеса. Наблюдаемая динамика цен «является результатом „перелета“ цен в марте». «Инфляция снижается быстрее, чем мы предполагали. Это позволяет снизить ключевую ставку уже сегодня. Мы понимаем, что это не создает проинфляционных рисков», — отметила глава ЦБ и подтвердила возможное дальнейшее снижение ставки.
Набиуллина озвучила и свои ожидания на 2022 год в сфере кредитования. «С учетом смягчения ДКП мы не ожидаем падения в этом сегменте. По ипотеке рост может быть около 10−15 процентов на фоне расширения государственной программы», — отметила она (цитата по ТАСС). Рост корпоративного кредитования, по оценке Набиуллиной, составит до 5%.
Впервые с 16 августа 2021 года в России зафиксировали снижение цен
Накануне Центробанк буквально всполошил рынок, когда объявил о внеочередном заседании совета директоров. Причины изменения графика регулятор не назвал, но опубликовал комментарий по инфляционным ожиданиям населения. Они снизились до значений мая 2021 года, констатировали в ЦБ, это «подтверждает наличие пространства для снижения ключевой ставки».
«Они испугались укрепления рубля»: Набиуллина готовится обрушить ставку
В снижении ставки эксперты не сомневались, вопрос был только в том, до какого уровня ее опустят. Преобладал сдержанный прогноз, в соответствии с которым регулятор поместит ее на отметку 12%. К этому располагал и намек на плавное смягчение кредитно-денежной политики, который на апрельском заседании дала глава ЦБ. Набиуллина даже не исключила, что в ближайшем будущем не будет оснований для снижения ставки. Впрочем, звучали и более радикальные предположения, вплоть до падения ставки на 7–8 п. пунктов. Альфа-Банк, например, прогнозировал ее на уровне 10%.
Сдержанные заявления ЦБ о замедлении темпов инфляции накануне вечером резко усилил Росстат. За период с 14 по 20 мая ведомство зафиксировало дефляцию. Это произошло впервые с 16 августа 2021 года, отметили в минэкономразвития РФ, хоть и на символические 0,02%. Кроме этого, с начала месяца цены практически не росли. Комментируя эти данные, замглавы ведомства Полина Крючкова заявила, что замедление инфляции происходит на фоне спада потребительской активности, «который обусловлен в том числе снижением ажиотажного спроса и возвратом граждан к привычной модели потребления после нескольких месяцев закупок впрок». Также она призвала к перезапуску рыночного кредитования как в потребительском, так и в корпоративном секторе.
На этом фоне выглядит любопытным вчерашнее выступление Владимира Путина на заседании президиума Госсовета. В частности, президент РФ заявил, что по итогам года инфляция не должна превысить 15%. Глава государства также практически объявил о параллельных решениях для стимулирования спроса и «разгона» экономической активности. Так, на 10% будет увеличен размер пенсий для неработающих пенсионеров, прожиточный минимум и МРОТ. Снижение ставки ЦБ и удешевление кредитных ресурсов — еще один аргумент в пользу оживления экономики.
Показательна и реакция валютного курса. После объявления о внеочередном заседании ЦБ уровни доллара и евро днем 25 мая выросли более чем на 5% и вновь превысили отметки в 60 и 62 рубля. Бурным ростом отреагировал и рынок ОФЗ — некоторые долговые бумаги подскочили на несколько процентов. Сегодня на открытии торгов на Московской бирже курс доллара составлял 59,98 рубля, евро — 60,91, а после известия о 3-процентном снижении ставки курсовая разница выросла до 63,7 и 66,38 рубля соответственно.
«Надо оценить последствия параллельного импорта»
«Центральному Банку важно было притормозить укрепление рубля, которое ведет к недозачислению в бюджеты рублевого эквивалента от валютной выручки, — оценил действия регулятора в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ руководитель направления „Финансы и экономика“ Института современного развития Никита Масленников. — Будет ли ЦБ дальше снижать ставку? Я бы от такого оптимистического прогноза воздержался. Сейчас начинается появление первых эффектов по параллельному импорту. Итог будет примерно к концу июня. Естественно, можно ожидать, что он окажется дороже регулярного импорта — это другие логистика и транспортные издержки. И плюс еще премии за риск экспортерам, чтобы они не попали под вторичные санкции. Поэтому здесь есть определенные риски, надо подождать, посмотреть на последствия, подтолкнет это к какому-то инфляционному росту или нет. Кроме того, пока еще неочевидно, как будет сокращаться разрыв предложения и спроса. Поэтому мне кажется, что Центральный банк возьмет некую паузу, но курс на дальнейшее снижение ставки он оставляет за собой как объявленный».
Главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин ожидал сегодня от Набиуллиной дополнительных мер, направленных на смягчение ограничений на валютные операции. «Но их почему-то нет, зато масштаб снижения ставки стал неожиданностью, я думал, будет меньше», — отметил он.
Действия ЦБ сейчас непредсказуемы, полагает Надоршин. «Ни масштаб снижения ставки, ни время, ни скорость не укладываются даже в собственные прогнозы регулятора, — говорит он. — По прошлым прогнозам хорошо видно, что нынешнее решение довольно сильно из них выбивается. Это создает высокую неопределенность. Очевидно, что Центральный банк снижает ставку не потому, что, как написано в пресс-релизе, риски для макроэкономической стабильности снизились. А потому что он видит риски для макроэкономической стабильности в дорогом рубле. При текущих курсах рубля экспорт может прекратиться по ряду товаров, с ряда месторождений, с рядом экспортеров без всяких санкций».
К дефляции экономику подталкивает крепкий рубль, снижение спроса, коррекция «перелета» цен в феврале – марте и более быстрое, чем обычно в это время, снижение цен на овощи, говорит главный экономист по России и СНГ ING-банка Дмитрий Полевой. «Основные причины могут сдерживать рост цен и дальше, но по ценам производителей мы видели, что они продолжали сильно расти в апреле, что является одним из основных рисков. Мы допускаем дополнительное снижение ставки на 50–100 базисных пунктов в июне», — добавил он.
«Можно предположить, что к концу года ставка уйдет ниже минимальной границы апрельского прогноза Центробанка в 10 процентов, — говорит руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ „Финам“ Ольга Беленькая. — В условиях резкого замедления инфляции с переходом в слабую дефляцию на прошлой неделе, снижения инфляционных ожиданий населения, сжатия кредитования и притока депозитов в банки на первое место для ЦБ РФ выходит не сдерживание инфляции, а поддержка спроса за счет перезапуска рыночного кредитования. В то же время в перспективе до конца года инфляционные риски еще могут проявиться».
Беленькая полагает, что на заседании 10 июня ставка может быть снижена до 10%. «Это позитивно прежде всего для долгового рынка; снижение ставок по депозитам и кредитам может способствовать перетоку средств на потребление, покупку валюты и фондовый рынок» — заключила она.