Двадцать пятое мая. В селе отцветают сады. На горе Мыс, которая в ста метрах от пасеки, зацвела акация. Большая- карагана древовидная и мелкая, которую режут на метёлки- горошник .Начинает зацветать белыми цветками мелкий кустарник- спирея. Пчёлы, которым пчеловод дал толчок в ранний безвзяточный период ,вышли из ячеек и включились в работу. Матки в гнёздах стали шире сеять, скоро пчёл в ульях станет ещё больше. Надо расширять гнёзда, чтобы пчёлы от тесноты не вошли в роевое состояние. Решили отец с сыном, что пора вывозить пчёл на кочёвку, пока нет(не у всех) надставленных надставов- магазинов. Ульи у них- дадан системы. Это пчеловод под такой фамилией когда- то их придумал. Ульи на двенадцать рамок. Это потом Лангстрот отпилил у рамок низ по пять сантиметров и ульи сделал на десять рамок. А вместо магазинов- корпуса из таких же рамок. Такие ульи широко использовал Рут с сыновьями, у которых было по тысяче семей. А один из сыновей построил завод по распечатке сотов и откачке мёда.
Этот небольшой экскурс в историю я пишу потому, что в лихие девяностые Павел прочитал в газете "Комсомольская правда" статью про детский дом. Проникся и отправил туда кучу денег- мёд как раз сдал и их ему на благое дело было не жалко. На обратной стороне почтового перевода написал-"Пчеловод" и обратный адрес.
Благотворительная организация выслали ему книгу с красочной обложкой "Пчеловодство". Написана она была самим Рутом- старшим ещё в 1959 году. Там всё было поставлено с ног на голову, как говорится. Читал её Павел и удивлялся- как можно было до такого додуматься. До сих пор он держит эти методы пчеловождения в секрете от других пчеловодов.
Вот так его доброе дело на благо других обернулось для него глубокими знаниями, отличными от других.
Ну что- сказано, сделано. Вечером он залил в свой УАЗ (санитарка, таблетка, буханка) как его в простонародье не называют полные баки бензина.
Жара днём за тридцать в тени. Пчёлы в ульях гудят. Облил их Павел из лейки обильно. Старая краска с них давно облезла и он их не красит, чтобы дерево дышало. Приспособили рейки и в салон вошло восемнадцать семей. Уже стемнело, когда они с сыном тронулись в путь. Дорога вела в горы, через перевал. Была она грунтовая, вся в ямах и ухабах. Никто её уже давно не ремонтировал и они ползли на первой передаче, переваливаясь с боку на бок. Раньше- то они возили на двух машинах, да джип у сына сломался- генератор...Бедные доярки- как они терпят и привыкли, возят их по этой дороге утром и вечером на дойку...Машина выехала на верх перевала, стали спускаться вниз и проехав дойку без происшествий добрались до места расположения пасеки.
Разгрузили ульи с замершими пчёлами, которых укачало. Одели крышки и открыли летки. При переезде через ручей Павел сбросил газ и машина заглохла. Заводиться она не хотела и пришлось сидеть и ждать, когда она остынет и в двигателе испарится лишний бензин. Наконец- то завелась. Заверещал соловьиными трелями шкивок генератора- ослаб ремень и свет стал тусклым. Спустились с перевала, Павел решил включить вторую, но машина заглохла и не заводилась... Столкнули её на обочину и пошли пешком. Надо было дойти до озёр, где появилась связь. До дома, где их ждала Нива шевроле им оставалось ещё две части пути...Два часа ночи, но у Павла Таня не спала и вызвала им такси.
Таксист сказал, чтобы ждали- он обязательно приедет. Нёсся он как угорелый и не жалел свою жигулёшку. Приехали на Ниве, и УАЗик завёлся на буксире.
Поставили новый ремень на вентилятор- генератор. Павел разобрал и прочистил заржавевшую массу. Ток не проходил, генератор на малых оборотах свои четырнадцать вольт не вырабатывал и машина не заводилась и глохла - так они решили, что нашли причину. Сын болгаркой обработал задевающую за корпус крыльчатку генератора.
Решили, что отремонтировали и всё исправили и решили тащить будку. Будка была сколочена и стояла на тракторной телеге. Привязали дышло для надёжности верёвкой и поехали... Главное было для них- это, чтобы машина на пониженной выехала на перевал...
Но под самым верхом она просто вдруг резко заглохла. Павел стал что есть силы давить на тормоза, но будка медленно тащила машину... Сын выскочил из машины и подкинул под колесо телеги камень. Его стало отодвигать в сторону. Павел крикнул, что в салоне лежит противооткатник- обрезок толстого бруса.
Всё, можно было перевести дух. Завести строптивый двигатель машины и ехать дальше. Под крутой уклон машина еле двигалась, сдерживаемая пониженной передачей и тормозами.
Когда приехали на точок, выяснилось, что вывалилось у будки пол стены. Капал с крыши дождь и грызли муравьи, строя между плашками незамысловатые узоры ходов.
На обратном пути они подбирали вывалившиеся кастрюли и всё, что упало.
Вечером погрузили и повезли очередную партию пчёл, а на обратном пути под перевалом на заколдованном месте машина снова заглохла и они снова вынуждены были пойти пешком...У озёр они дождались Танину сноху с ней самой, показывающей дорогу в горы... Таксисты ехать не захотели...
Снова приехали на Ниве, дёрнули УАЗ, тот кое- как завёлся. Стрелка показывала разряд и Павел ехал без света- так машина ехала. В итоге оказалось, что туго был натянут ремень генератора и он стал башмачить. То есть задевать за корпус. Как то ещё аккумулятора хватило доехать со пчёлами...
Разобрали генератор, смазали подшипники, обточили напильником якорь. Машина снова поехала .