Найти тему
Ирина Адамова

"Живой оперный театр "Санкт-Петербург Опера».

Волшебный сезон белых ночей в Петербурге в самом разгаре. И у многих гостей этого прекрасного города может возникнуть желание посетить какое-нибудь необычное место, которое передавало бы его неповторимую атмосферу. Таким местом в полной мере можно считать камерный музыкальный театр с громким названием «Санкт-Петербург Опера», который находится на Галерной улице недалеко от Исаакиевского собора.

Театральный режиссер Юрий Александров создал музыкальный театр «Санкт-Петербург Опера» в 1987 г., в тот период, когда люди особенно остро нуждались в новаторских творческих идеях. Несмотря на многочисленные трудности, театр, задуманный как творческая лаборатория, сразу занял особую нишу, завоевав репутацию «живого оперного театра», «театра поиска». Диапазон его репертуара очень широк: он включает музыкальные произведения, созданные в разных жанрах и в разных странах в течение многих веков. В настоящее время театр хорошо известен как в России, так и за ее пределами.

Уже спустя год после открытия театр обрел собственную сценическую площадку, разместившись в особняке барона фон Дервиза на уютной Галерной улице по соседству с Медным всадником. В начале XX столетия в этом здании шли спектакли «Дома интермедий», которые ставил работавший в то время под псевдонимом Доктор Дапертутто Всеволод Мейерхольд. В них принимали участие поэт и музыкант М. Кузмин, художники Н. Сапунов и С. Судейкин, артисты Н. Петров и Б. Казарова-Волкова. В качестве зрителей на постановках бывали А. Чехов, К. Станиславский, Вл. Немирович-Данченко, Е. Вахтангов и многие другие деятели искусства. С 1915 г. сценическая площадка получает название «Концертно-театрального зала», в котором устраивались концерты и спектакли с участием Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А. Дункан (всемирно известная танцовщица, жена С. Есенина), проходившие в большом Белом зале со специально оборудованной сценой.

-2

К счастью, театр с минимальными потерями пережил насыщенную советскую эпоху, когда здесь устраивались многочисленные клубные мероприятия. Интерьер зала чудом сохранился: он оформлен нарядной лепниной в стиле рококо, стены украшены скульптурами, символизирующими виды искусства, над порталом сцены находится парящий гений с лирой в руке. Сохранились и другие интерьеры особняка: роскошная Мавританская гостиная с пышным позолоченным орнаментом, украшенная живописными панно Кленовая гостиная, оформленный в виде причудливого грота Зимний сад.

Мавританская гостиная
Мавританская гостиная

-4

Красная гостиная
Красная гостиная
Зимний сад
Зимний сад

Барон Дервиз приобрел этот дом в 1880 г. Сергей Павлович фон Дервиз был потомком старинного рода Визе, происходившего из Германии. В середине XVIII в. служивший в Швейцарии Иоанн-Адольф Визе перешел на русскую службу в качестве юстиц-советника и был возведен в дворянское достоинство с прибавкой «фон дер».

Архитекторы П. Шрейбер и Н. Набоков перестроили здания со стороны Английской набережной и Галерной улицы, объединив их общим фасадом. Со стороны Галерной фасад воплощает некоторые черты ренессансного стиля, отдаленно напоминая флорентийские палаццо. Основное внимание было уделено внутренней отделке, которая по моде того времени была выполнена в разных стилях (направление эклектика).

27 мая 2003 г. в день 300-летнего юбилея Санкт-Петербурга после долгой реставрации особняк вновь стал «театральным домом». И по сей день в этих стенах звучит музыка, представляющая лучшие произведения оперной русской и западноевропейской классики.

-7

Впервые я попала в этот театр уже после его реставрации на оперу П.И. Чайковского «Евгений Онегин». Признаюсь, что новаторские приемы постановки меня сильно смутили. Слишком масштабными величинами являются Пушкин и Чайковский, чтобы их осовременивать. В этом нет никакой необходимости, они и так актуальны в любую эпоху.

Но иногда вспоминалась приятная атмосфера изысканного камерного зала, прекрасные интерьеры и тишина небольшой Галерной улицы с ее удивительно поэтическим духом. Поэтому я решила сделать повторную попытку приобщиться к творческим экспериментам «Санкт-Петербург Опера». На этот раз я очень дотошно подошла к выбору спектакля и остановилась на произведении, посвященном одному из самых загадочных героев западноевропейской культуры – доктору Фаусту. И эффект полностью оправдал приложенные усилия.

Первые исторические сведения о Фаусте относятся к 1507 г., а в 1599 г. появляется первая литературная обработка легенды. Герой предстает в разных образах - студента-чернокнижника, бродячего ученого, который водит дружбу с самим чертом, алхимика, познавшего премудрости науки и знакомого с волшебством. На протяжении столетий этот многогранный персонаж привлекал внимание поэтов, художников, музыкантов и философов. Когда «фаустианство» подверглось достаточно резкой критике, появляются такие шедевры, как «Доктор Фаустус» Манна и «История доктора Иоганна Фауста» Шнитке.

-8

-9

Ставший классическим образ Фауста был создан И.В. Гете. Первый вариант «Фауста» он написал в середине 70-х гг. XVIII в., но лишь спустя 30 лет работы над драмой автор издает ее первую часть, включавшую историю героя до смерти Маргариты. Опера на сюжет великого Гете была задумана Шарлем Гуно в 1839 г., однако к осуществлению своего замысла он приступил только через 17 лет. В разгар сочинения музыки стало известно, что директор театра, которому Гуно предложил свою оперу, отказался от ее постановки, но композитор работу над «Фаустом» так и не прекратил.

Премьера оперы состоялась в Париже в 1859 г. и уже к концу сезона она выдержала 57 спектаклей. С тех пор сценическая история «Фауста» беспрецедентна. Первая постановка на русской сцене состоялась в 1866 г. в Большом театре в бенефис певицы А. Александровой, исполнявшей роль Маргариты. К «великим» Мефистофелям принадлежал известный русский певец Федор Шаляпин.

К слову, опера «Фауст» ставится в театрах не так уж часто. Это касается и «Санкт-Петербург Опера». Стоит отметить, что этот небольшой театр осуществляет постановки, которые не идут больше ни на одной сцене. Репертуар театра более чем разнообразный: здесь проходит более 30 мероприятий за месяц. Это и отдельные оперы, и сборные концерты, здесь есть репертуар для детей (оперы «Красная Шапочка», «Кот в сапогах»), камерные мероприятия, которые проходят в Красной гостиной, и даже проводятся экскурсии по особняку, представляющему собой прекрасный памятник архитектуры. Изысканный театр, полностью соответствующий духу и атмосфере прекрасного города на Неве!

Ссылки на статьи автора:

1. Статья об Айседоре Дункан: https://zen.yandex.ru/media/irinadamova/telo-tancora--eto-prosto-svetiasceesia-proiavlenie-ego-dushi-aisedora-dunkan-629207c2303f2a42afda0135

2. Статья об актрисе Ольге Чеховой: https://zen.yandex.ru/media/irinadamova/olga-chehova-shpionka-zavladevshaia-serdcem-gitlera-627669a9e603d6336f00b999

3. Статья о Барбре Стрейзанд: https://zen.yandex.ru/media/irinadamova/smeshnoi-devchonke-barbre-streizand-80-let-626551e7493d165e4f68670d