Архиепископ Кипрский Хризостом в очередной раз язвительно высказался в интервью, рассказав о своих отношениях с митрополитами, выступающими против признания «митрополита» Киевского Епифания, подчеркнув, что их решение не сотрудничать с ним выводит их из Кипрской Церкви.
Он заявил в интервью, опубликованном politis.com.cy:
«Я сказал им, что, хотя они знали, что я болен, почему они никогда не спрашивали: «Привет, брат, как дела? Вам помочь?». Они никогда не спрашивали меня и пришли протестовать, потому что мы не оставались нейтральными в вопросе Украины. Я им сказал, что томос есть во Вселенской Патриархии и его может посмотреть любой желающий. Украина никогда не принадлежала Московскому Патриархату. Если они не хотят сотрудничать, ничего страшного, но я сказал им, что они вне Церкви Кипра. Я сказал им: «Вы не члены Кипрской Церкви. Вы протестанты. Будет ли каждый делать свою церковь? Вы ошибаетесь, господа. Приехал митрополит Лимассольский, и мы сотрудничали с его помощником. Остались только митрополиты Киккский и Тамасосский».
Деньги и русские
Архиепископ Кипрский подчеркнул, что митрополиты увлеклись. «Я не хочу верить, что митрополит Киккский берет деньги или нуждается в деньгах из Москвы. Митрополит Тамасосский зависит от русских, потому что русские построили ему там церковь».
Кирилл в бешенстве
Касаясь Патриарха Московского Кирилла и того, что он перестал его поминать, он сказал, что:
«Позавчера на Кипре был митрополит Волоколамский Иларион, и я спросил его, почему Патриарх Кирилл перестал поминать нас. Мы стали католиками или протестантами? Мы изменили нашу религию? Поскольку он говорит по-гречески, я спросил его, понимает ли он слово «пароксизм». Он сказал мне, что понимает пароксизм как сильное несогласие.
Итак, я сказал Илариону, чтобы он сказал Патриарху Кириллу, чтобы он отказался от своих ошибок и начал поминать нас. Мы поминаем его, я посылаю ему письма, и он отвечает».
По словам Архиепископа, митрополит Иларион пообещал ему, что расскажет об этом, однако выразил сомнения.
«Кирилл прижал всех митрополитов. Он очень эгоистичен и митрополиты боятся быть с ним рядом. У меня было много ссор с ним, потому что он был неправ. Я понял, что в прошлом Русская Церковь была при коммунизме, и русские митрополиты не могли говорить, потому что делали то, что им говорил генеральный секретарь партии».
Коммунистический менталитет
Хризостом добавил:
«Вы думаете, что коммунизма не существует. Там, где родился коммунизм, коммунизм умер, но коммунистический менталитет остался. У русских сейчас национализм, и они проецируют свое славянское происхождение. Но украинцы тоже славяне, и они ненавидят русских за то, что они нападают на них. Чтобы примириться, потребуются многие годы и несколько поколений».
Он также подчеркивает, что, по его мнению, вопрос России с Украиной никогда не был церковным, он носил исключительно политический характер и касался не только Украины, поскольку Россия оккупировала части Грузии, Украины, Польши и Румынии.
«Везде, где у России были границы, она расширялась. А Русская Церковь во времена Советского Союза везде ставила русских митрополитов. Они не считают Константинопольский Патриархат Вселенским, потому что придают значение населению. До 17 века все находились под властью Вселенского Патриархата. Первая автокефалия была дана Русской Церкви. Россия, как великая страна, напирала, а бедный Константинополь находился под сапогом мусульманина».
Он отмечает, что когда-то спросил Вселенского Патриарха, определялись ли границы, когда были изданы автокефальные томосы, и он ответил утвердительно.
Говоря о своей преемственности, он сказал, что предпочел бы преемника, который будет избран после сотрудничества митрополитов и того, кто будет иметь свое мнение по национальному вопросу.
«Если у нас не будет Архиепископа, у которого есть мнение по национальному вопросу, боюсь, мы потеряем Кипр».