Летом 1941 года молодой лейтенант Красной армии Александр Козлов, вместе с остатками своего батальона, который он возглавил после гибели командира, попал в окружение под Вязьмой. Прорваться на восток не удалось. Но лейтенант ударяться в панику не стал, и вскоре сколотил партизанский отряд, с которым и принялся "наводить шороху". Почти целый год сначала его отряд, а потом и целый партизанский батальон под его командованием, всячески отравляли немцам их оккупантскую жизнь на просторах Смоленщины. За это время Александр успел жениться.
В летние месяцы 1942 года немцы навалились на партизан с удвоенной силой – на фронте продвижение застопорилось, и это позволило оккупантам перебросить в тыл дополнительные части. Положение осложнилось настолько, что решили прорываться через линию фронта, разбившись на малые группы. И так получилось, что группа, возглавляемая Козловым, попала в засаду, и сам он, после ранения, попал в плен. Вместе с ним в плену оказалась и его жена. Пошел отсчет новой жизни.
Ударник национал-социалистического труда
Немцы сразу попытались склонить Александра к работе на рейх, и он, как ни странно, быстро согласился. У немцев в заложниках была его жена, ожидающая ребенка, и это обстоятельство, естественно, сыграло свою роль. Бывшего партизанского командира отправили на обучение в разведшколу. Немцам успешная вербовка Александра понравилась весьма и весьма – на их сторону перешел опытный командир, неплохой тактик, да еще и с рычагом давления. Жена вскоре родила, и у немцев появился еще один рычаг.
Согласие Александра имело и еще один, скрытый от немцев, смысл – он сразу решил помогать разведке, только вот совсем не германской. По окончании обучения в немецкой разведшколе, Козлова ждало первое задание – заброска в советский тыл. Надо было передать батарейки, деньги и прочую снарягу группе диверсантов, затаившейся в Подмосковье. Александра забросили самолетом, куда-то под Тулу, где он, едва успев скинуть парашют, тут же кинулся в контрразведку. Его переправили в Москву, где и было решено забросить Александра обратно к немцам.
Начались игры. Александр занимал большой пост в разведцентре Абвера, и немецкое командование на него нарадоваться не могло – одних орденов вручили аж пять штук. А Козлов тем временем наглухо запорол всю работу означенного центра, вербуя на советскую сторону одних, сдавая СМЕРШу других, и вешая тонны лапши на арийские уши начальства. Лапша была такого качества, что оное начальство до самого конца войны пребывало в счастливом неведении.
Весной 1945 года Александр Козлов, как немецкий офицер, попал в плен к американцам. Началась новая страница в его судьбе. Пожалуй, более сложная.
Хождение по мукам
Если Александр и ждал награды за свои труды, то награда оказалась очень своеобразной – запись в военнике о трех годах плена. И все. Он хотел поступать в военную академию, но теперь путь туда был для него закрыт. Начались мытарства. На работу с отметкой пленного брали неохотно, просьбы в военные ведомства пересмотреть его дело, не находили отклика, а вскоре и жена его покинула – мирная жизнь для них оказалась тяжелее, чем военные лишения. Александр женился во второй раз, и тут вроде бы жизнь начала идти на лад – он поступил на работу в лесхоз, но в 1949 году его арестовали, и после суда посадили на три года. За разглашение секретов.
После отбытия наказания скитания бывшего разведчика начались снова. Реабилитации Козлову удалось добиться только в 1963 году, а еще через пару лет признали и его заслуги. Так что свои заслуженные награды Александр Иванович Козлов все-таки получил.
Скончался один из самых выдающихся разведчиков в 2008 году.
А каково Ваше мнение касательно выдающегося двойного агента Козлова? Пишите в комментариях.
Подписывайтесь на мой канал и ставьте "нравится", если Вам понравилась эта статья. Это даст мне стимул писать для Вас дальше. Всем добра!