Найти тему
Город будущего

​​Нейроны проявляют активность и учатся совместно выживать

Сегодня в науке формируется тенденция рассматривать работу нейронов как проактивную. Это значит, что они, как и все живые организмы, стремятся выжить.

В качестве «пищи» для нейронов выступают метаболиты, поступающие из окружающей среды (молекулы, необходимые для жизнедеятельности клетки). А в качестве действия нейрона, направленного на получение необходимых метаболитов, — их импульсная активность. Нейрон не реагирует пассивно на поступающий сигнал, а своей активностью обеспечивает необходимый ему приток веществ — в том числе, нейромедиаторов.

Когда группы специализированных нейронов работают вместе, человек действует и получает поведенческий результат, а нейроны — необходимые им метаболиты. Этот процесс можно назвать метаболической кооперацией клеток. В нее вступают не только нейроны, но и глиальные, соматические, железистые, мышечные и другие клетки в масштабах всего организма. Этот принцип лежит в основе научения, то есть, создания общих для организма групп метаболически кооперирующихся клеток, которые обеспечивают поведение человека.

При этом изучение молекулярных механизмов обучения долгое время основывалось на парадигме «стимул — реакция». Считалось, что организм человека реагирует на стимулы из внешней среды, и таким же примерно образом реагируют на входную импульсацию нейроны. Импульсация вызывает возбуждение разных участков мембраны нейрона, и он дает или не дает реакцию — свой спайк (электрический разряд). Это зависит от того, достигло ли суммарное возбуждение определенной пороговой величины.

Однако современные представления основываются на том, что на первом месте находится не приход импульсации к нейрону, а его собственная, как бы направленная в будущее, активность. Нейрон сам обеспечивает приток к активности к себе, а не просто реагирует на внешнее возбуждение.