Я пишу о людях, чей #образ_отражен_в_искусстве. Думаю, всем известна картина Василия Сурикова "Меншиков в Березове" (листайте галерею), где фаворит Петра I показан в не лучший период своей жизни, когда он с семьей был сослан в северную глушь. На первом плане картины сидит закутанная в темный плащ бледная девушка с большими грустными глазами — старшая дочь опального Меншикова. На фоне румяной сестры и брата со здоровым цветом лица она выделяется своим болезненным видом. Говорят, девушка болела оспой, тогда смертельной болезнью.
Для образа старшей дочери Меншикова художнику позировала его жена Елизавета (по-домашнему Лиля).
Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.
Елизавета Шаре была дочерью француза Огюста Шаре, женившегося на русской девушке Марии Свистуновой. У пары было пятеро детей (из них четыре дочери). Девочки получили французско-русское воспитание с креном все же во французский стиль. Когда Лиле было 19 лет, она встретила 29-летнего художника Василия Сурикова. Судьбоносная встреча состоялась в католическом соборе в Петербурге, куда оба пришли послушать орган. Василий влюбился с первого взгляда. После знакомства выяснилось, что у них общие интересы. Вспыхнул взаимный интерес. Суриков заканчивал Академию художеств и почти сразу после выпуска получил хороший заказ в Москве — его пригласили участвовать в оформлении храма Христа Спасителя.
Когда с этой работой было покончено, Суриков смог, наконец, предложить Лиле руку и сердце.
Молодая семья начала жить в Москве. Пара была счастлива, супружество радовало обоих, поскольку было очень гармоничным, полным любви и взаимопонимания. Родились две дочери. Однако счастье омрачалось двумя обстоятельствами — во-первых, у Лили был порок сердца, и время от времени у нее случались приступы, от которых она с трудом отходила. В один из таких периодов, бледную, похудевшую, и запечатлел ее Суриков в образе дочери Меншикова. В то время, когда здоровье было нормальным, Лиля выглядела бодрой и веселой. Она умело вела хозяйство и делала все, чтобы ничто не препятствовало мужу в творчестве.
Во-вторых, омрачавшим семейную идиллию моментом был тот факт, что мать Сурикова вообще не воспринимала невестку. К счастью, она жила далеко, в Сибири, и Василий даже не сразу сообщил ей о женитьбе. Он боялся своей властной матери. Но рано или поздно надо было познакомить жену с матерью, а ту с невесткой. Поехали в Сибирь. Долгая дорога утомила Елизавету. По прибытию отдыха тоже не получилось, свекровь не скрывала своей неприязни. Для молодой женщины с больным сердцем это было большим испытанием. Погостив, Суриковы вернулись в Москву. Дорога заняла полтора месяца! Вернувшись домой, Лиля слегла и больше не поднялась. Она умерла в 30 лет.
Суриков был безутешен. Он чуть не сошел с ума от горя, погрузился в депрессию, бросил писать, не вылезал из церкви, где беспрестанно молился и заказывал службы. Он чувствовал себя виноватым в смерти жены. Спасли его дочери. Им тогда было 7 и 9 лет. Сознание того, что девочек надо растить дальше, зарабатывать деньги для этого, вернула Сурикова к нормальной жизни. Он вышел из депрессии, начав писать картину «Исцеление слепорождённого Иисусом Христом». Образ слепого был автопортретом. Очень показательный образ. Василий Суриков больше не женился.
#искусство #культура #история
Читайте еще на моем канале:
Кто этот виолончелист с портрета Карла Брюллова
Каким изображал Бориса Пастернака его отец-художник
В блоге мужа:
Четыре произведения немецкого экспрессионизма в кёльнском Музее Людвига, которые я запомнил