Вчера Илья снова напился и избил свою жену Лену, но она не обижается и не собирается уходить. Лена любит мужа, а вчерашний инцидент списывает на «его довели на работе». Лена не понимает, что стала заложницей стокгольмского синдрома. Это феномен, при котором жертва начинает испытывать симпатию к тирану. И это может случиться не только в быту.
Историческая справка и что это простыми словами
В 1973 году на площади в Стокгольме в банк ворвался грабитель. Он взял в заложники трех женщин и мужчину. Они были в плену шесть дней, но уже на вторые сутки отношения между заложниками и грабителями потеплели:
- они мило общались и играли в «крестики-нолики»;
- заложники стали защищать преступников перед полицейскими;
- пленные просили, чтобы полиция выполнила все требования грабителей и отпустила их;
- мужчина-заложник был согласен на то, чтобы грабитель прострелил ему ногу (якобы для убедительности, чтобы полицейские пошли на уступки).
Заложники даже были готовы уехать вместе с грабителями — настолько прониклись к ним симпатией. А к полицейским отношение было противоположным. Заложники критиковали все их действия и говорили, что из-за них заложники могут погибнуть.
На шестой день полиция взяла здание штурмом. Грабителя задержали, а заложников отпустили. Но позже стало известно, что преступник и одна из его жертв поддерживают дружеские отношения.
Все это можно было бы назвать случайностями, если бы похожие истории не стали повторяться по всему миру. В разных городах, оказавшись в заложниках, люди вели себя примерно одинаково — проникались симпатией к агрессору. Психиатр и криминалист Нильс Бейерут назвал феномен стокгольмским синдромом. И это стало официальным термином.
Позже психологи заметили, что стокгольмский синдром может возникать в любых отношениях. Например, между жестокими родителями-алкоголиками и их ребенком, между мужем-наркоманом и его женой, между тираном-начальником и подчиненными и т.д. Такие феномены называют бытовым стокгольмским синдромом.
Симптомы стокгольмского синдрома
При стокгольмском синдроме жертва начинает испытывать симпатию к агрессору. Может оправдывать его, помогать ему, сочувствовать и «входить в положение». Например, жена оправдывает мужа:
- «Я сама виновата — спровоцировала»,
- «Бьет — значит, любит»,
- «Все так живут, а кто не ссорится»,
- «У него было трудное детство, поэтому он пьет».
Часто жертва испытывает симпатию к тирану в сочетании с ненавистью к тем, кто пытается помочь ей, вывести из отношений. Например, жена пьющего мужа обвиняет подругу: «Ты хочешь нас разлучить! А мы ведь любим друг друга. У нас же семь, дети». А подруга просто предложила свою помощь и сказала, что нужно уходить от мужа-тирана.
Симпатия жертвы к агрессору — главный симптом стокгольмского синдрома.
Иногда жертва начинает подражать агрессору, перенимает его привычки и образ жизни. Может стать соучастником преступлений. Например, это случилось с Патти Херст (1974 году). Ее похитили и требовали за нее выкуп. Почти 2 месяца девушку держали в плену в шкафу. В первые дни у нее были завязаны глаза, связаны руки, а во рту был кляп. Ей не разрешали даже сходить в туалет. На протяжении всего заточения девушка подвергалась психологическому, сексуальному и физическому насилию. За день до освобождения Патти Херст сообщила, что вступает в ряды членов террористической организации, к которой принадлежали ее похитители. Она сама стала преступницей: грабила, стреляла, угоняла автомобили, брала заложников.
Причины развития синдрома
Стокгольмский синдром — бессознательный защитный механизм психики. Это не болезнь и не расстройство, а стратегия поведения в ситуации с угрозой для жизни. В психологии или психиатрии нет такого диагноза, но в жизни стокгольмский синдром встречается. И его рассматривают как нормальную реакцию психики на ненормальные, травмирующие и шокирующие, события.
Попробуем описать мысли жертвы перед тем, как она проникается симпатией к тирану:
- «Мы так похожи, он точно не обидит того, кто так его понимает»,
- «Если я буду слушаться его, то он не обидит меня»,
- «Я могу быть с этим человеком, только если смогу убедить себя, что люблю его».
Жертва не улавливает эти мысли, но бессознательно «прогоняет» их. Стокгольмский синдром тесно связан с инстинктом самосохранения. Жертва, будучи в состоянии шока и чувствуя угрозу жизни, видит в агрессоре хозяина ее жизни. Ей кажется, что только он может казнить или помиловать. А это значит, что нужно подчиниться ему, стать другом, товарищем, мужем, женой, соучастником преступления — кем угодно.
Похожий защитный механизм в 1936 году описала психолог А. Фрейд — идентификация с агрессором. Это травматическая связь, при которой жертва старается понять агрессора, увидеть мир его глазами. Ведь только так можно сопереживать тому, кто причиняет тебе боль. Подавить гнев и страх, которые кипят внутри. И только так можно стать покорной, а значит, получить шанс на выживание.
Условия возникновения синдрома и лечение
Синдром возникает при четырех условиях:
- Травмирующая ситуация, когда жизни человека что-то угрожает — похищение, террористический акт, ограбление, военный плен, насилие и т.п.
- Жертва и тиран изолированы в одной зоне или часто контактируют.
- Тиран в психологическом, физическом, социальном плане сильнее жертвы.
- Жертва не может выйти из отношений.
Пример. Ребенок живет с родителями, зависит от них физически, финансово, психологически. Родители сильнее ребенка, он при всем желании не может дать отпор. Ежедневно ребенок подвергается избиениям и унижениям, но не может остановить это или уйти из дома. У него развивается стокгольмский синдром.
Человеку со стокгольмским синдромом можно помочь через психотерапию. Для работы с жертвами насилия подходит когнитивно-поведенческая психотерапия. Психолог помогает клиенту найти деструктивные убеждения и заменить их рациональными установками, избавиться от чувства вины и стыда, последствий нахождения в токсичных отношениях.
Если речь идет о зависимости и созависимости, психолог может подключить к работе нарколога, психиатра. Общими усилиями специалисты помогают клиентам проработать те психологические проблемы, которые толкают на путь употребления или в созависимость.
Начинается лечение с устранения условий, в которых сформировался синдром. Важно, чтобы человек был в безопасности, вдали от тирана.
__________________________________________________________________________________________
Нужна помощь? - Звоните на нашу телефон горячей линии экстренной помощи, он круглосуточный - 88003016473
Звонки анонимны, Тут вам помогут!