Найти тему
Росбанк

«Троянский конь» валютного рынка набирает бег

Вчера в «Ведомостях» появился комментарий о том, что Банк России осуществляет покупку валюты на внутреннем рынке через уполномоченные банки в обмен на рублевую ликвидность. Проверить данную информацию без официальных подтверждений регулятора не представляется возможным – напротив, в Интерфаксе уже опубликовано опровержение со стороны ЦБ.

На наш взгляд, важен общий контекст функционирования внутреннего валютного рынка, а не формирование единого концентрированного покупателя. Хотя в последнем случае непосредственный заказчик покупок – Минфин или Банк России – может изменить факторы формирования рублевой ликвидности.

В случае с Минфином формирование новой рублевой ликвидности не произойдет, так как не произойдет обращения к уже накопленным валютным резервам, а могут быть использованы лишь уже сформированные накопления на счетах расширенного правительства (либо в форме остатков на едином казначейском счете, либо на банковских депозитах). Однако вопрос фондирования расходных инициатив в условиях трат рублевых накоплений на покупку валюты станет крайне актуальным, что может обернуться либо потребностью в возобновлении заимствований на рынке ОФЗ, либо формированием банковского кредита правительству (под залог валюты).

В случае с покупкой валюты от имени Банка России накопление валютной ликвидности на банковских счетах взамен на предоставление рублевой ликвидности будет эквивалентно количественному смягчению. Регулятор, конечно, может активнее использовать инструменты абсорбирования рублевой ликвидности, но подобная эмиссия ликвидности будет нарушать негласный принцип режима инфляционного таргетирования.

В последние дни рубль активно укрепляет свои позиции, что формально связывают с подготовкой к налоговому периоду. В контексте требований по обязательной продаже валютной выручки в объеме 80% налоговый период ставят на первое место в качестве причин укрепления. Второй формальной причиной называют снижение импортных закупок и падение спроса на валюту со стороны импортеров услуг.

И с тем, и с другим фактором мы согласны, однако видим их далеко не на первом месте. На наш взгляд, корневой проблемой является наличие формальных (от Банка России и правительства) и неформальных (от зарубежных финансовых институтов) ограничений на движение капитала. Россия в силу положительного сальдо текущего счета исторически выступала в роли кредитора внешнего сектора, учитывая, что спрос на валютный кредит внутри страны не был столь высоким. С марта внешний сектор не заинтересован или не способен пользоваться кредитом России, а значит, внутренний валютный рынок оказался переполнен валютной ликвидностью.

Казалось бы, регуляторы могут ослабить ограничения на движение капитала, но ограничения извне сами собой никуда не исчезнут, а факт послаблений может иметь репутационные и политические издержки ввиду отсутствия прогресса в высвобождении российских золотовалютных резервов из недружественных юрисдикций. Иными словами, кто бы ни выступал покупателем валюты – российские банки или единый «заказчик» от финансово-экономического блока – избыток валюты никуда не исчезнет.

Справиться с данным «Троянским конем» для финансовой системы политически приемлемыми (неприемлемые даже озвучивать не стоит – уж слишком они контрастируют с желаемой парадигмой) средствами до момента снижения профицита текущего счета не представляется возможным.

В подобных условиях рубль достиг уровней 2017-2018 года (и частично 2015 года –на короткое время, до момента пополнения резервов Банком России). Пара доллар-рубль вчера продолжила торговаться ниже отметки 59 рублей, а евро-доллар – сохранила стремление к отметке 60 рублей.

*Настоящий обзор предназначен исключительно для информационных целей. Любое предоставление ПАО РОСБАНК («Банк») информации в рамках данного обзора не должно рассматриваться как предоставление неполной или недостоверной информации, в том числе как умолчание или заверение об обстоятельствах, имеющих значение для заключения, исполнения или прекращения сделок, или как обязательство заключить сделки на условиях, изложенных в данном обзоре, или как оферта, если иное прямо не указано в данном обзоре. Банк не несет ответственности за убытки (реальный ущерб и/или упущенную выгоду) от использования настоящего обзора и/или содержащейся в нем информации. Все права на обзор принадлежат Банку, и содержащаяся в нем информация не может воспроизводиться или распространяться без предварительного письменного разрешения Банка. Любая информация (включая информацию о валютных курсах, индексах, ценах на различные базисные активы и т.д.), указанная в настоящем обзоре, является индикативной (примерной) и может быть в любое время изменена, в том числе в результате изменения рыночных условий. Информация о валютных курсах, индексах, ценах на различные базисные активы и т.д. приведена на основании данных, полученных Банком из внешних источников. Банк не гарантирует правильность, точность, полноту или релевантность информации, полученной из внешних источников, несмотря на то что эти источники разумно оцениваются Банком как достоверные. Настоящий обзор ни при каких обстоятельствах не представляет собой консультацию или индивидуальную инвестиционную рекомендацию. Финансовые инструменты, сделки или операции, упомянутые в настоящем обзоре, могут не соответствовать вашему инвестиционному профилю и инвестиционным целям (ожиданиям). В настоящем обзоре не принимаются во внимание ваши личные инвестиционные цели, финансовые условия или нужды. Перед заключением какой-либо сделки с финансовым инструментом или инвестиций в финансовый инструмент вам следует провести свою собственную оценку финансового инструмента; его соответствия вашим инвестиционным целям, инвестиционному горизонту и уровню допустимого риска; его преимуществ, в особенности его налогообложения, не полагаясь исключительно на предоставленную вам информацию, путем получения юридических, налоговых, финансовых, бухгалтерских и иных профессиональных консультаций с тем, чтобы убедиться, что финансовый инструмент вам подходит. Банк не несет ответственности за ваши возможные убытки как инвестора в случае совершения операций либо инвестирования в финансовые инструменты, упомянутые в настоящем обзоре. Ваша ответственность, в том числе, состоит в том, чтобы определить, уполномочены ли вы заключать сделки с либо инвестировать в какие-либо финансовые инструменты.