Изобразительное искусство сопровождает человечество на всех этапах его развития. Ещё с первобытных времён наши предки обращались к наскальной живописи, заменяя ею слова. При помощи рисунков они передали нам целую историю своей жизни и тем самым внесли огромный вклад в развитие антропологии. Сегодня мы обращаемся к иллюстрациям не менее часто — они по-прежнему занимают важное место в нашей коммуникации, ведь по содержанию они могут быть равносильны целым литературным произведениям. В связи с этим фактом стремительный рост популярности комиксов, а с недавних пор и графических романов, для нас не удивителен. На сегодняшний день они представляют собой целую культуру, об особенностях которой мы бы и хотели вам рассказать. Сделаем мы это на примере разбора самого известного графического романа Арта Шпигельмпна (Art Spiegelman) «Маус» (Maus: A Survivor’s Tal).
Говоря о разнице между комиксами и графическими романами, стоит отметить, что обозначена она довольно условно. Более того, само выделение графического романа, как самостоятельного жанра периодически подвергается критике со стороны писателей. Например, Алан Мур (Alan Moore), автор Хранителей (Watchmen),, который считается одним его основателей жанра графического романа, однажды крайне нелестно отозвался об этом обозначении. По его мнению, термин «графический роман» был придуман компаниями вроде Marvel Comics и DC Comics, чтобы увеличить прибыль с продажи комиксов за счёт твёрдого переплёта и потому является не более чем маркетинговым ходом.
Однако в 1978 году в свет вышел «Контракт с Богом» (A Contract with God) американского карикатуриста Уилла Айснера (Will Eisner), который категорически отказался называть своё произведение комиксом и захотел продавать его в традиционных книжных магазинах. Автору удалось договориться с небольшой прессой Baronet books, чтобы та выпускала его как графический роман. По его мнению, комиксы — «низкопробная» литература для подростков, потому его творение не могло стоять рядом с ними. Амбиции оказались оправданными — книга стала пользоваться большим спросом, а позже её перевыпустили более крупные издательства. Считается, что именно «Контракт с Богом» Уилла Айснера популязировал термин «графический роман», и тот, несмотря на все разногласия, всё же стал общеупотребляемым.
В чем же заключаются основные отличия графических романов от комиксов?
Самое первое и, пожалуй, самое очевидное отличие — это объём. Комиксы – это небольшие отдельные рассказы до 30 страниц, а вот графические романы – это всегда законченная история. Зачастую она умещается на 60-120 страницах. Также стоит отметить и твёрдый переплёт — если сейчас он может встретиться среди комиксов, то раньше он был явным отличительным признаком графического романа.
Ещё одно интересное отличие — это пометки 16+ и 18+, которые указывают на сложность затронутых тем. Действительно, смысловое содержание графических романов ближе к традиционным художественным произведениям, в которых поднимаются по-настоящему важные проблемы человечества, а комиксы в свою очередь ближе к развлекательному контенту, в котором чаще всего фигурируют супергерои и их приключения.
Особое внимание следует уделить и структуре графических романов — в них всегда есть завязка, кульминация, развязка и финал, что делает их сюжет гораздо красочнее и многограннее.
Чтобы глубже понять отличия, обратимся к разбору графического романа «Маус» Арта Шпигельмана, вышедшего в 1986 году и совершившего настоящий переворот в массовом восприятии данного жанра.
В нем автор рассказывает о холокосте — самом страшном историческом преступлении. Книга автобиографическая — основана на реальных событиях из жизни отца автора, польского еврея Владека Шпигельмана. Писатель захотел передать его историю миру и сделал это в привычном для себя стиле — рисунками. Это важное отличие, отделяющее графический роман от комикса.
Цветовая гамма произведения мрачная, чёрно-белая. Так, с помощью цветописи Арт Шпишельман, как настоящий художник, передаёт атмосферу происходящего. С первых же страниц он погружает своих читателей в траур, позволяя им глубже прочувствовать горе. И это яркий пример того, как иллюстрации усиливают впечатление от чтения книги.
«Маус» состоит из двух частей. Первая охватывает период с конца 30х - начала 40х годов XX в. до начала зарождения конфликта с Гитлеровской Германией, вторая — период с начала 44-ого года XX в. до конца 80х XX в., а точнее — до смерти главного героя. Законченность истории — ещё одно ключевое отличие графического романа от комикса.
Народы, чьи судьбы и жизни были искалечены Второй мировой войной, автор изображает в виде животных. Рабочих евреев — мышами, фашистов — котами, поляков — свиньями, американцев — собаками, французов — лягушками, шведов — лосями. Таким образом он метафорически обличает весь цинизм рейха, который обесценил жизни людей. Подобный приём отличается от тех, что используют авторы комиксов. Несмотря на то, что анатомические особенности их персонажей близки к животным (Человек-паук, Человек-ястреб, Чёрная кошка и другие), в их случае они выступают элементом фантастики, а не метафоры. В графическом романе ситуация обратная — сюжет основан на реальных событиях, а за животными стоят реальные люди, на чьих жизненных историях и построено повествование.
В книге Арта Шпигельмана отображено зверство нацизма, передана боль искалеченных душ, запертых в концлагерях. На страницах его графического романа запечатлены судьбы множества ни в чем не повинных людей, вынужденных привыкать к жестоким условиям плена. Они учатся жить заново — строят быт, приспосабливаются к новой обстановке и, несмотря на весь ужас происходящего, даже пытаются шутить.
Также, помимо холокоста, автор поднимает проблему отцов и детей, навечно закрепившуюся в классической литературе. В его книге отображены отношения с родителем, раненным Второй мировой войной. На примере своей семьи он раскрывает, какой неизгладимый след оставлен нацизмом.
Столь глубокая проблематика его произведения выступает ещё одним ярким примером отличия графических романов от комиксов, и приближает его к классическим художественным произведениям, занявшим важное место в истории литературы.
«Маус» Арта Шпигельмана — единственный графический роман, получивший Пулитцеровскую премию. Он стал настоящим прорывом в развитии данного жанра, был переведён на 18 языков и даже изучался в школах и университетах, а самое главное — убедил критиков в своей автономности.
Отныне современные графические романы наравне с прочими занимают отдельное место в литературе, поднимают огромное количество извечных проблем и вопросов, а потому пользуются высоким спросом. И на сегодняшний день это мало кого удивит, ведь иллюстрации дарят ощущение полного погружения и делают повествование ещё сильнее и ярче. Изобразительное искусство однозначно выходит на качественно-новый уровень и графические романы в данном отношении выступают довольно убедительной лакмусовой бумажкой. Благодаря им представление о «серьёзности» литературных произведений значительно шире, и это не может не радовать.
Автор: Алла Соломатина