Иногда кажется, что ежегодная «Ночь музеев» становится уже рутинным мероприятием. И вроде программы из года в год не сильно-то и меняются, и совершенно эксклюзивных событий в них становится меньше. А потом смотришь на толпы в музеях, и понимаешь: «Всё не зря».
Официальный старт «Ночи музеев» в минувшую субботу, 21 мая, дали в стенах музея ИЗО объединения «Художественная Культура Русского Севера». «Ночи» в ИЗО, как правило, не обходятся без показа редких икон из коллекции музея, и эта акция не стала исключением. В этот вечер состоялась презентация выставки «Северная икона». На ней были представлены уникальные иконы XV–XIX веков — наследие храмов Холмогор, Каргополья и Северного Поонежья. Многие из них публика увидела вообще впервые.
Самые древние иконы, представленные на выставке, относятся ко второй половине XV века. Например, Введение во храм с деисусным чином и изображёнными святыми. Из множества удивительных икон, собранных в экспозиции, внимание своим нетипичным сюжетом и тонким психологизмом привлекает «Не рыдай мене, мати» конца XVI — начала XVII века из деревни Кянда Онежского района. На ней Богоматерь не держит на руках младенца, а обнимает со спины своего уже взрослого сына, готового принести себя в жертву.
У более поздних произведений уже известен автор: например, у иконы «Иоанн Предтеча — ангел пустыни» 1800 года из Троицкой церки деревни Мондино — Иван Иванов Богданов-Карбатовский.
Открыли выставку колокольными звонами. А затем гостей выставки и «Ночи» музеев вообще попривествовала министр культуры Архангельской области Оксана Светлова.
— Музей — это уникальное место, где встречаются прошлое, настоящее и будущее. В год культурного наследия народов России мы неслучайно даём старт «Ночи музеев» на уникальной экспозиции «Северная икона», — отметила Оксана Светлова. — За то, что эти памятники древнерусской живописи удалось сохранить — огромный поклон директору музея Мае Владимировне Мицкевич и её коллективу, а также, конечно, Всероссийскому научно-реставрационному центру имени Грабаря.
Современный музей, по словам Оксаны Светловой, становится открытым. В «Ночь музеев» — буквально, даже ночью. Впрочем, юным ценителям прекрасного не нужно дожидаться какого-то специального случая, чтобы прийти в музей беслатно: у них «Пушкинская карта» есть.
Прошлое и настоящее встретились и на новой выставки ЦСИ Архангельск на базе музея художественного освоения Арктики имени Борисова. Называется она «Художественная карта». И буквально — кураторы выставки решили нанести на карту Архангельска картины художников, напианные здесь. Главный «объект» выставки — спроецированная на стену интерактивная google-карта с геометками. Конечно, локации каких-то картин удалось определить лишь ориентировочно, но у каких-то — вполне точно. Этикетка каждого из произведений искусства, представленных на выставке, содержит два QR-кода — один ведёт на сайт Госкаталога РФ, а второй — на Google Maps.
Так, можно отследить геолокацию рисунка Дмитрия Ширяева «За Обводным у Поморской», нарисованного в 1940 году тушью и пером. Место, которое на листе бумаги выглядело то ли как свалка, то ли как болото, сейчас — через дорогу от «Титан Арены». Картина маслом, которую в 1960 году Владимир Сараев назвал «На окраине Архангельска», сегодня могла бы называться «В спальном районе».
— Точки на карте — разного цвета, — пояснил специалист Центра социальных инноваций Владислав Дреко. — Есть зелёные, сиреневые, жёлтые — они обозначают степень наших знаний о местоположении. Красная отметка говорит о том, что мы точно знаем, что за место изображено на картине. Жёлтая — о том, что мы не знаем, где написана картина. А зелёная говорит о том, что примерно понятно, но точно пока неизвестно. По этой карте можно исследовать город, можно составлять новые турмаршруты, можно найти своё любимое место и увидеть, как его изображали художники.
Этажом выше — заместитель директора музейного объединения Зоя Кулешова рассказывала о северных скульпторах. Например, о Валентине Михайлёве, который в соавторстве с Юрием Черновым и Вадимом Кибиревым создал памятник воинам-северянам, погибшим в годы Великой Отечественной, у Вечного огня. Но, оказывается, на месте этого монумента мог оказаться другой — памятник Георгию Седову. Михалёв — также автор знаменитого скульптурного портрета Степана Писахова, вырезанного из причудливой коряги.
Компанию Зое Дмитриевне составила один из известнейших скульпторов современного Поморья Надежда Шек. Сейчас в стенах музея продолжает работать её удивительная персональная выставка «О вечном».
Один из центральных объектов выставки Надежды Шек — скульптурная гипсовая картина, полиптих »«Мои родные». Это своеобразное генеологическое древо художницы. Вокруг главного изображения — родители Надежды Капитоновны. Её отец и мать были выходцами из Кореи. В 1937 году Сталин депортировал их в Среднюю Азию. Их портрет окружают «окошки» портретов детей, внуков, и правнуков. Кажется, отчасти это работа о сохранении национальной идентичности.
Работы Надежды Шек тихи, хрупки и одновременно величественны. Одни сделаны из гипса, другие из бронзы, дерева, пенобетона… В уголке реконструированной мастерской художницы представлены даже трогательные миниатюрные работы из глины — которым, возможно, ещё предстоит обрести покой в камне.
Полно народа было и в постоянных экспозициях. Что в музее Борисова, что в усадебном доме Плотниковой. А уж сколько заинтересованных слушателей собралось на лекции о пяти красных картинах в стенах выставки «ПреКрасный» — не пересказать! Единственными, кто был не рад наплыву посетителей, оставались гардеробщицы — номерков попросту не хватало. Оттого на входах в музеи целые очереди выстраивались.