Около 80 — 90% времени человек приводит в закрытом пространстве. Это плохо для физического и психологического здоровья. Наши архитекторы работают над тем, чтобы «вытянуть» людей на улицу, создают ландшафт, побуждающий жителей больше бывать на воздухе. Читайте, как мы это делаем.
Но сначала два слова об идеологии, на которой все зиждется. Мы отдаём предпочтение компактной квартальной застройке. Она позволяет создать пространства, насыщенные функциями и чётко отделить приватную территорию от общественной. Двор — для жителей; улица, площади, пешеходные бульвары — для всех.
В микрорайонной застройке, культивировавшейся в послевоенном Союзе есть ряд плюсов (например, масса зелени в них очевидно больше, чем в кварталах). Но важны и минусы — публичное и частное сложно отделимы, проницаемость низкая, этажность (из-за низкой плотности) более высокая и оттого менее гуманная.
В трудах Ле Корбюзье микрорайон выглядел очень привлекательным. Он должен был стать ориентированным «внутрь себя» пространством — с приподнятыми на колоннах и свободно размещёнными в парке домами, с общественными пространствами на первых этажах, с эксплуатируемыми кровлями, со всей необходимой инфраструктурой. Но, на практике, большинство этих идей реализованы не были. И микрорайоны превращались в нелогично разбросанные по территории строения с полями парковок и запустевшими зелёными зонами.
В Европе от такого типа застройки стали отказываться в 70-е. Брусника опирается на идею кварталов с момента своего создания.
Двор
В наших дворах есть несколько зон: детская и спортивная площадки, площадка для тихого отдыха взрослых, пожарные проезды, территории около подъездов, пространства приватных террас, зелёные буферы и пешеходные дорожки.
Переменная этажность, растения, мягкие покрытия (газон, песок), уличная мебель поглощают шум и помогают создать акустический комфорт. Если двор небольшой, мы переносим спортивные и шумные активности в межквартальное пространство. Стены здания защищают людей на прогулке от ветра. При этом мы рассчитываем высотность так, чтобы двор получал достаточно естественного света.
Детская площадка
Однажды мы заметили: дети быстро теряют интерес к созданным для них площадкам. Они досконально изучали все её особенности и возможности за пару месяцев, а затем уходили исследовать другие территории.
Мы задумались, как переломить этот тренд и в 2018 году провели масштабное исследование, наблюдая за нашими площадками в Новосибирске, Тюмени и Екатеринбурге. Мы изучали игровые сценарии, опросили 720 жителей всех возрастов и узнали, что оптимальная площадка должна позволять 9 видов активностей:
Зачастую на площадках элементы подобраны таким образом, что движение затмевает все другие виды активностей. Мы же стараемся их балансировать. Так сценариев использования двора становится кратно больше, и интерес к нему не пропадает.
Кроме того, мы стали использовать модули абстрактной формы, выполненные из оцилиндрованного бревна. Ландшафт, наполненный натуральными материалами, развивает сенсорику и творческие способности. Сценарий игры в этом случае диктует не площадка, а ребёнок. И то, как будут развиваться события, в основном зависит от фантазии детей.
Мы не забываем и о взрослых, которые хотят просто отдохнуть. Поэтому в паре с детской площадкой мы размещаем скамейки, лавочки и лежаки, где можно читать книгу, пить кофе и общаться с соседями.
Чтобы летом в местах тихого отдыха было комфортно, мы стараемся расположить эту зону в тенистой части двора или создаём тень искусственно (за счёт беседок-пергол или деревьев с широкой кроной).
Ландшафт
Озеленению мы уделяем особое внимание, потому что контакт с природой влияет на здоровье жителей, помогает расслабиться и снять стресс, обеспечивает психологическую разгрузку. А ещё растения создают комфортный микроклимат: летом они снижают температуру воздуха и делают его более влажным, избавляют от пыли, становятся домом для насекомых и птиц. Поэтому 70% площади двора и 30% улицы мы отдаём зелени.
Важна и плотность посадки: на 1 кв. метр в наших дворах приходится не менее 6 лиственных кустов, 8 многолетников и 5 хвойных кустарников. Чтобы жителям не пришлось ждать 5-10 лет, пока деревья подрастут, мы подбираем в питомниках только взрослые деревья (10-15-летние) с обхватом ствола 30-35 см.
Мы полагаем, что в разное время года двор должен иметь свой цвет. Нам важно, чтобы при смене сезонов пространство не выглядело серо и безлико. Поэтому подбираем растения с помощью календаря цветения.
Наши архитекторы расставляют акценты с помощью хвойных вечнозелёных растений. Они делают двор живым в течение всего года. Ель, можжевельник, тсуга канадская и горная сосна выделяются в зимнем сценарии. Злаки, хотя и становятся сухостоем, поддерживают необходимый объём. Кустарники с яркими стеблями дополняют цветовое разнообразие.
Весной распускаются листья на кустах и деревьях. Дёрен покрывается мелкими белыми цветками. Плодовые растения окутаны плотной шапкой лепестков: яблоня, черёмуха, сирень. Цветение одних растений сменяется другими: шалфей, роза, астильба, гортензия, спирея.
Осенью листва меняет окрас в палитре от золотистого до пурпурного. Рябина, крушина, лещина долго сохраняют плоды. Всё это делает двор разнообразным, разноуровневым, и в каждое время года он имеет свой характер.
Несмотря на выделение определенных зон, в каждом уголке двора должно сохраняться ощущение присутствия в живой среде.
Мы выбираем кустарники и взрослые деревья, которые плодоносят в первый же год после посадки. Так птицы одновременно получают и источник пропитания, и место для гнездования. В некоторых наших проектах появились синичники, кормушки и отели для насекомых. Синичник рассчитан на небольших птиц: белых трясогузок, синиц, пеночек-теньковок. В отеле для насекомых «селятся» медоносы и другие враги вредителей: златоглазки, божьи коровки, бабочки.
Улица
Общественное пространство проекта — это территории между домами. Здесь мы располагаем спортивные и детские площадки, скамейки и беседки. Здесь же — ритейл.
В ходе планирования мы постоянно думаем о пути пешехода. Архитекторы «программируют» впечатления человека во время прогулки: какой фасад он встретит, пройдёт ли вдоль интересной витрины ритейла, зацепится ли его взгляд за ту или иную деталь, в каком месте ему нужно остановиться и посмотреть на воду.
Рядом с окнами ритейла мы всегда оставляем не меньше 2 метров тротуара. Владельцы кафе могут выставить на него столики, цветочный магазин — сделать фотозону. Зелёный буфер и разное мощение помогают разделить прогулочную дорожку и транзитные тротуары, по которым можно быстро добраться до нужного места. Это помогает избежать «конфликта» между людьми, двигающимися в разном темпе.
Транзитные тротуары мы делаем шириной не менее 1,4 метра, чтобы без проблем могли разъехаться две коляски.
Между кварталами мы высаживаем прямоствольные деревья, которые формируют уличный фронт. Поднятая крона позволяет открыть витрины ритейла пешеходам и автомобилистам. Зелёные изгороди и плотно высаженные кустарники создают буфер между тротуаром и проезжей частью. Эффект такого подхода — защита от пыли, ветра и шума машин, снижение температуры воздуха в жаркие дни и нагрузки на канализацию — в дождливые.
Освещение
При проектировании освещения мы руководствуемся тремя основными принципами:
- Безопасность. Важно хорошо осветить все входы в подъезды, арки, спортивные площадки, велодорожки, тротуары и проезжую часть.
- Функциональность. Мы ставим элементы освещения не только возле дорожек и подъездов, но и рядом с малыми архитектурными формами — фонтанами, скульптурами, беседками, скамейками. Мы также направляем свет на номера секций и подъездов для лучшей навигации.
- Эстетика. Мы хотим, чтобы в наших проектах было уютно, поэтому комбинируем направленное, маркерное и рассеянное освещение. Мы выбираем нейтральную температуру ламп со стороны улиц и тёплую – во дворах.
⠀
Мы рассказали многое о том, как спроектированы наши дворы. Ещё столько же можно говорить о том, как именно это реализуется. Но об этом напишем в другой статье. Подписывайтесь на нас в Дзене. ⠀
Застройщик ООО «Брусника». Наш сайт brusnika.ru. Проектные декларации на сайте наш.дом.рф
#брусника #двор #детство