Найти тему
Библиотекарь

Средоточие Нового Завета (часть первая)

Новый Завет изображает Иисуса Христа в контексте ритуальных терминов, словами и образами, используемыми в каждодневных обрядах и жертвоприношениях. Такие слова, как "жертва умилостивления", "агнец", наводят на мысль, что речь идет об основной миссии Спасителя, Того, Кто по выражению новозаветных писаний берет на Себя грех мира. Это удивительно, особенно на фоне идей, суть которых сводится к желанию считать Христа просто очередным Учителем. Тем, кто принес людям высокие принципы и советы. На самом деле, если окинуть взглядом все, что говорится о Христе, то ветхозаветных ритуальных слов, понимаемых в рамках служения в Святилище гораздо больше, нежели других.

Таким образом, мы подходим к самому главному теологическому выводу всего Нового Завета, причем эти слова сказал Сам Иисус в беседе с одним из старейшин иудейских по имени Никодим. Эта история записана в третьей главе евангелия от Иоанна. Исследуемый нами текст считается одним из самых известных и часто цитируемых христианами и в нем на самом деле содержится бездонная пропасть истин, что привлекали и привлекают внимание читающих. Обратимся к этим словам.

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". (Ин. 3:16)

Греческий оригинал текста та еще богословская задачка. Видимая простота на самом деле лишь кажется, а слова, употребленные автором, заставляют искать их максимально точный смысл.

Первое, что бросается в глаза, это выражение "Единородный Сын". Греческое "μονογενῆ (monogene) по всей видимости наиболее точная попытка передать нам, людям статус Сына Божьего, что тем не менее служит для некоторых, особо одаренных относится к Иисусу, как к Первому, сотворенному существу. Вы удивитесь, но такой идеи нет в оригинале Нового Завета. Вообще, меня удивляет такое положение дел. Как можно, на основании лишь нескольких фраз, сказанных Христом, почитать Его лишь тварным и лишать божественного статуса?

Греческий аналог "μονογενῆ" не так часто упоминается на страницах обоих Заветов, всего 23 раза. Причем в Ветхом, он чаще встречается в поэтических книгах, преимущественно неканонических (мы не будем обращаться к ним в данном случае) а обратимся к книге Псалмов, где можно найти его аналоги. В качестве примера: " Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен. (Пс. 25:16) "Одинок", как не трудно догадаться. Три раза подобным образом в книге Псалмов (в Септуагинте) переводится греческий "μονογενῆ".

Обратите внимание, речь идет не о хронологическом порядке, а о состоянии Давида в данном случае. Он описывает свое отчаяние и "одиночество".

Новый Завет только в Евангелиях от Луки и от Иоанна пользуется этим словом. Лука упоминает его, когда заходит речь о единственном сыне или дочери, Иоанн говорит только в отношении Иисуса Христа. Еще один раз оно используется в послании к Евреям, и тоже в значении единственного сына, в данном случае Исаака. " Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного" (Евр. 11:17)

Все остальные случаи можно найти только в Евангелии от Иоанна, в послании Иоанна и только по отношению ко Христу, как единственному в Своем роде Сыну Божьему.

Стоит сказать, что человеческое восприятие, человеческая речь не в силах передать истинный смысл положения Господа Иисуса Христа. Новый Завет, говоря о Сыне, рисует в нашем воображении привычные нам картины, семейных отношений, где отец занимает главенствующее место, потом идут мать, и только следом за ними дети. Сын Божий, по мысли новозаветных писателей отстоит от таких антропоморфных идей неизмеримо выше. Неоднократно Он фигурирует, как Творец, Начало, Конец, Господин субботы, Я Есмь, Судия живых и мертвых, что в иудейской вероучительной мысли ассоциировалось с Самим Богом, и посягательства на эти звания являлось богохульством и каралось смертью.

Тем не менее, Иоанн идет на риск и говорит о Сыне, как "единственном в своем роде", уникальном, не имеющим аналогов, или претендующих на близкое к Нему положение. Именно эта идея заключается в греческом "μονογενῆ". Христос по статусу равен Отцу, и тут надо быть весьма осторожным, чтобы проводить параллели с земными реалиями.

(мы продолжим размышлять над этой темой в на этой неделе)

Если желаете поддержать канал в это непростое время, буду очень благодарен.

Сбер: 4276 2200 1586 0243