Сегодня моя статья будет посвящена не инвестициям, а другим финансовым вопросам. Недавно я задумалась о смене автомобиля и решила узнать стоимость нового транспортного средства. Ценник и условия меня удивили. Но в то же время есть и позитивная новость, оказывается те же Шкоды продолжают собирать на территории России, но в меньшем объеме. Так что без иномарок мы не останемся.
Скидок на машину почти не бывает
После посещения салона я зарубили себе на носу, если автодилер выставил цену, допустим, в 2 миллиона рублей, он намерен получить за авто 2 миллиона рублей плюс минут десять-двадцать-ну тридцать тысяч. Скидок в сто, двести и триста тысяч не бывает. И даже если на самом популярном сайте auto.ru фигурирует скидка в 500 000 рублей, не верьте. Автосалон может дать скидку Х рублей только если он получит эти Х рублей еще где-то.
Например, читаем "скидка за трейд in 100 000 рублей", переводим на русский язык "мы оценим вашу машину минимум на 100 000 рублей ниже рынка, но за это дадим вам скидку 100 000 рублей на новый автомобиль.
И почти все скидки, которые автодилеры предоставляют звучат именно так. И не важно что это за автодилер. Одинаковые схемы ценообразования действуют у всех крупных игроков.
Приведу еще один пример. Автосалон в который я обратилась, был готов дать скидку 300 000 рублей за оформление карты помощи на дороге, стоимость карты, не поверите, 300 000 рублей. Когда я спросила про реальную скидку, сославшись на то, что этот автомобиль еще 3 месяца назад стоил намного дешевле, мне предложили оформить еще какой-то финансовый продукт...
Условия по кредиту удивляют
Далее следует самый интересный момент - кредит. Я вообще не сторонник брать деньги в долг под проценты, особенно при текущих ставках. Но из-за того, что у меня в семье зависло 2 ИИС, я стала думать об автокредите. Я планировала, что если куплю авто, буду думать как закрыть ИИС и на вырученные деньги погашу кредит. В принципе как закрыть ИИС я понимаю, но дело это не быстрое, а если не покупать машину, то нет смысла закрывать ИИС.
Так вот, кредит, который мне рассчитали в автосалоне меня очень удивил. Ну, во-первых, автосалоны не работают с банками, у которых самые маленькие ставки, с тем же Сетелемом (дочкой Сбера). На сайте Сетелема заявлено, что они с салоном работают, а салон говорит, что не работают. В последствие сотрудник Сетелема признался мне, что автосалоны не любят работать с ним. Банк дает маленькую комиссию, автосалону выгоднее сотрудничать с другими игроками.
Ну, а во-вторых, открываю официальный сайт банка, там ставка по кредиту 17.9%, в салоне мне дают одобрение, а там ставка 20.9%. А откуда 3% налетело? И это при том, что ключевая ставка 14%. То есть даже 17.9% - это уже намного больше, чем 14%.
Когда банки в автосалонах продают кредиты под 20.9% вместо 17%, становится понятно, почему дилер готов дать скидку 100 000 рублей за кредит. Дилер получит 100 000 от банка. Вот она магическая скидка, а точнее перетекание денег из одного кармана в другой через посредника.
Условия кредитного договора просто улёт
Перехожу к следующему этапу, прошу показать мне платежи по кредиту. Сотрудница салона показать их не может, это не ее вопрос. На мое счастье в момент визита в салон, там оказывается сотрудница Локобанка, который предлагает минимальную ставку 20.9%. Нехотя сотрудница банка показывает график платежей. Далее должна была бы последовать нецензурная лексика, но я при людях не выражаюсь. Оказывается, что Локо прописывает в кредитном договоре условие, что в первый месяц банк берет только проценты по кредиту по ставке 30+%, а деньги в погашение основного долга не списываются. Итого процентная ставка с 20.9% увеличивается до 21.3%.
От навязанных услуг не отказаться
Я уже ранее читала о том, что дилеры впихивают сверх дорогую страховку, карту поддержки на дорогах и т.д. и т.п. Придя в автосалон я сразу же поинтересовалась могу ли я потом отказаться от дополнительных финансовых услуг, которые оплатила и вернуть часть денег. Консультант ответил честно - нет. Дилеры уже научены горьким опытом и при подписании договора купли-продажи просят клиента подписать дополнительное соглашение о том, что если он расторгнет один из сопутствующих договоров, то будет вынужден доплатить салону за машину всю сумму скидки, которую якобы получил. То есть схема согласиться на дорогую страховку, а потом вернуть за нее деньги не работает.
Я езжу на своей машине уже давно и пожалуй еще поезжу. Иномарки никуда с нашего рынка не денутся, в крайнем случае останутся китайские авто, но может быть их цена станет более адекватной.