О не слишком веселом инциденте сообщает газета «Русский листок» в начале 1903 года.
На одной из станций железной дороги, прилегающей к Киеву, обнаружено, что сторож на переезде по имени Александр Родишевский – на самом деле молодая женщина.
Расследование данного дела показало, что четыре года назад молодой человек поступил на эту службу в числе прочих рабочих и даже жил в общих казармах. Своим трудолюбием и понятливостью он обратил на себя внимание начальства и вскоре был немного повышен – до старшего ремонтного рабочего. Отработав два года (с момента поступления) он поступил на место сторожа на переезде и жил тут же в будке.
Установлено, что это дочь чиновника Александра Родишевская, окончившая гимназию, выдержавшая экзамен по латинскому и готовившаяся к поступлению в медицинский институт. Так же Родишевская состояла учительницей в земской школе. Неясно «Русский листок» сообщает, что хоть прошлое Родишевской безупречно и легально – эти самые четыре года назад она покинула дом вследствие каких-то неуточненных семейных обстоятельств.
Так что, довольно странная история. В это же время, газета «Волынь» писала о похожем случае, когда крестьянка, выдавала себя за мужчину и даже вступила в брак, но причиной той истории, была судя по всему неизбывная бедность, что же послужило причиной для «бегства» и сокрытия своего пола здесь, газета, увы, не сообщала.
Вот отдаленное похожее происшествие примерно тех же лет (начало века), зафиксировано в «Русском слове» (московское издание), только уже не на Западе Российской империи, а в Костроме. Происшествие трагикомического характера, хотя трагедии, здесь, пожалуй, больше чем комедии.
Во врачебное отделение губернского правления, обратился крестьянин кологривского уезда (надо сказать, довольно далекого от губернского центра) со странной просьбой (даже требованием) признать его жену… мужчиной. Не уточняется какого возраста была эта семейная пара, но можно догадаться, что лет явно до тридцати.
Судя по костюму, его жена действительно походила на мужчину… Одета она была в порты, рубаху и сапоги, стрижена, как и муж «под польку» - выглядела мальчишкой. Врачебное удостоверение в том, что его жена – мужчина, кологривскому мужику требовалось для костромской же духовной консистории, в которую поступило его прошение о разводе. Можно предположить, что крестьянин и духовным лицам морочил голову, вот они и послали его к врачам. Между прочим, мужик, обосновывал свое требование тем, что детей у них нет, хотя женат он уже четыре года.
Врачебная комиссия освидетельствовала крестьянку и… нашла, что это все-таки дама. Правда, была одна фраза, дословно – «только организация ее (женщины) страдает некоторыми недостатками).
Муж остался весьма недоволен.
- Помилуйте, кому же как не мне знать, мужчина она или женщина! – сказал он уходя. – Опять же, зря и она не стала бы одеваться! (Вот тут, честно сказать, не понял к чему сказано)
А бедная женщина лишь смутилась под недоумевающими и такими же неловкими взглядами чиновников правления. Вывод сделать по данному случаю тоже не просто. Разве что сам мужик слишком с большими претензиями и завихрениями.
P. S. Приглашаю читателей на свой второй канал: