Урок: речевая практика
Тема: кто в Теремочке живет
Цель: Знакомство обучающихся с русской народной сказкой "Теремок"
Задачи: Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки
развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, интонационной выразительности речи детей, умения координировать слова с движениями, развивитие творческого воображения
Воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2. Организация учебной деятельности
- И так, урок речевая практика. Чем мы с вами занимаемся на этом уроке?
( развиваем речь, учимся отвечать на вопросы, учимся выразительно читать стихи, учимся рассказывать сказки, отгадывать загадки)
1)- Сегодня на уроке речевая практика мы продолжим работу по русской народной сказке, а по какой, вы узнаете, отгадав загадку
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок».)
(Слайд 2)
- Правильно «Теремок» и попробуем инсценировать эту сказку.
-Что значит инсценировать?
(Изобразить (изображать) что-нибудь в форме театральной, сценической постановки. Разыграть)
-И так, тему мы с вами определили. А какую цель мы поставим перед собой, изучая эту тему. Чему мы должны научиться на уроке? (Инсценировать сказку)
-Для чего нам это нужно? Какие задачи мы поставим перед собой? (Что бы много знать, развивать свою речь, память, внимание)
- Молодцы! Задачи мы с вами определили
3.Речевая гимнастика
Для того чтобы речь наша звучала красиво, правильно для этого необходимо сделать речевую гимнастику.
Подготовка речевого аппарата к процессу чтения и говорения.
Речевая разминка.
1. Упражнение на дыхание “Укололи пальчик”.
- Подуть на больное место (вдох через нос, продолжительный выдох через рот).
1) “Застёгивание и расстёгивание молнии”.
- Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счёт до “пяти” (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).
2) “Большие пуговицы и маленькие пуговки”.
- Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой “трубочкой” (маленькая пуговка).
(Слайд 4)
2. Повторение чистоговорки «В чистом поле теремок, всем найдётся уголок».
4.Повторение ранее изученного материала
-А теперь, ребята, давайте вспомним, кто же первый поселился в теремок? А помогут нам загадки.
Короткие ножки, боится кошки.
- Кто это?( Мышка-норушка!)
(Слайд 5)
-Ребятки, как мышка разговаривает, какая она?
(Ответы детей: пи- пи-пи, маленькая, серенькая, с хвостиком.)
-Молодцы, ребятки! А давайте мы нашей мышке-норушке, чтобы ей было не так грустно одной в Теремочке, расскажем стихотворение, которое мы все с вами заучили.
(Чтение хором)
Мышки зёрнышки считали,
Мышки шелухой шуршали,
С зёрен шелуху снимали,
В кашу зёрнышки бросали.
Мышка Шушера одна
Прошуршала до утра.
(стихотворение дети сопровождают движениями по тексту)
-Кто прибежал в теремок после мышки?
Зеленые мы как трава, наша песенка: «Ква-ква»
- Кто это?
(Дети: лягушка-квакушка!)
(Слайд 6)
Ребята, какая лягушка? Как она поёт?
(Зелёная, с большими глазами, ква-ква-ква.)
-Правильно, молодцы! А стишок вы про лягушку знаете? Тогда давайте расскажем его лягушке-попрыгушке, пусть она нас послушает:
Я, зелёная лягушка,
Озорная попрыгушка.
На болоте я живу
И комариков ловлю,
Ква-ква-ква говорю.
-Кто прибежал в теремок после лягушки?
Маленький, беленький. По лесочку прыг-прыг. По снежочку тык-тык.
- Кто это? ( Зайчик-побегайчик!)
(Слайд 7)
- Ребятки, а про зайчика мы стишок расскажем?
Я, зайка-побегайка, всюду поспевайка,
Грызть морковку, я люблю,
По оврагам я скачу.
Волка и лису боюсь,
Под кусточком я трясусь.
- А зайка у нас какой?
(Серенький, трусливый, ушастый, быстрый, с маленьким хвостиком.)
(Слайд 8: картинка овощей)
-Ребята, на картинке много овощей , давайте найдем что из этого больше всего любит зайка?
-А сколько морковки у нас для зайки? Давайте посчитаем?
Учитель вместе с детьми считают морковки на слайде.
- Кто пришел к теремку после зайчика?
Хитрая плутовка. Рыжая головка. Хвост пушистый, краса! А зовут ее …( Лиса)
(Слайд 9)
-Ребята, а что вы можете сказать о лисичке?
( рыжая, хитрая, красивая, с пушистым хвостом.)
- Правильно, молодцы! Ну, давайте ребятки, мы с вами вспомним стишок и про лисичку тоже.
Я, лисичка хвостик рыжий,
В рыжем платьице из ситца,
Осторожна и хитра.
Любопытные глаза.
- Кто пришел к теремку после лисы?
Кто осенью холодной ходит хмурый и голодный?
(Волк)
(Слайд 10)
-Ребятки, а про волка вы стишок знаете?
Я, серый волк- зубами щёлк,
Уши серые – торчком,
Шёрстка вздыблена на спинке,
И похожа на щетинку.
-Кто к теремку пришел последним?
Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под вьюжный вой, спит в берлоге снеговой.
( мишка косолапый)
(Слайд 11)
- А медведь какой? (Большой, косолапый, сильный)
- Что случилось, когда медведь решил поселиться в домике? Он его раздавил)
(Слайд 12)
(Слайд 13)
Игра «Кто здесь лишний»
-Посмотрите на картинки животных и скажите, какого животного нет в сказке «Теремок»
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
5.Физминутка
Динамическая пауза «Теремок»
Стоит в поле теремок
(Руки сложены домиком перед собой.)
Он не низок не высок
(Приседают и встают.)
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
(Руки сложены замочком.)
Слева – зайка, справа – мишка
(Поворачивают голову.)
Отодвиньте-ка задвижку!
(Потянуть замок.)
Слева – мышка, справа – волк
(Поворот головы.)
Нажимайте на замок.
(Сжимают и разжимают запястья.)
Зайка, мишка, мышка, волк не смогли открыть замок.
6.Изучение новых знаний
Подготовка к инсценированию сказки
(Слайд 15)
Задание1.
-Давайте вспомним, кто же самый первый попал в теремок? У вас на столах лежат конверты под №1, откройте их. Что находится в конвертах?
– Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке.
2. Игра «Чье это прозвище?».
- А теперь давайте поиграем. Кого так называют?
> кумушка, сестричка (лиса);
- Покажите картинку. Молодцы!
> бирюк, хватыш, «зубами щелк» (волк);
- Покажите картинку
> толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);
- Покажите картинку
> норушка (мышка);
- Покажите картинку
> квакушка (лягушка);
- Покажите картинку
> побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц);
- Покажите картинку. Молодцы!
- Соберите картинки животных в конверт и отложите
3. Игра «Чей это голос?».
– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
> голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);
> голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);
> голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);
> голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);
4. Проигрывание сказки актёрами самостоятельно при поддержке зрителей
Ребята, достаньте, пожалуйста, маски из мешочка , кто какую зверюшку достал тот и будет этим героем. Ребята, а у кого нет масок встаньте, пожалуйста в круг- здесь у нас будет Теремок. А ребята — артисты, у которых есть маски, сидят за партами и прибегут к Теремку, когда мы их позовем. Автором будет Ярослав. Итак, начинаем!
А:- Стоит в поле теремок- теремок он не низок не высок —не высок. Вот по полю Мышка бежит, у дверей остановилась и стучит.
Мышка: Кто-кто в теремочке живет?
А: Никто не отзывается, и стала там мышка жить (выход всех героев по очереди).
А: Стоит в поле Теремок — теремок, он не низок не высок — не высок.
Вдруг по полю Мишка идёт, у дверей остановился и стучит.
Медведь: Кто в Теремочке живёт?
Я — Мышка-норушка, я Лягушка-квакушка, я Зайчик-побегайчик, я Лисичка-сестричка, я Волчок- серый бочок.
Мышка: А ты кто?
Медведь: Я Мишка- топтышка, пустите в Теремок!
Мышка: Нет, нам и без тебя тесно.
А: Мы бы рады тебя пустить, правда, ребята, да ты не поместишься, нам самим тесно, вон какой ты большой!
Медведь: А я вас не потесню, на крышу залезу (заходит в круг, дети разрывают круг и садятся на корточки).
(аплодисменты, благодарности)
7.Закрепление нового материала
Задание 1.
- Ребятки, как же наши звери теперь без домика будут жить?
Как им можно помочь?
( зверятам грустно, они плачут. Им нужен домик.)
-А давайте мы поможем им построить новый домик.
(Работа в парах, один у доски)
- У вас на партах лежат конверты под №2 с геометрическими фигурами
-Что нам потребуется для основы домика? Какая это фигура? (прямоугольник) – один из детей прикладывает к доске квадрат.
-Что дальше? (Крыша) Какая это фигура? (треугольник) – дети прикладывают крышу к основе.
- Давайте сделаем окошки и двери для наших зверят. Какой формы дверь? (прямоугольник)
-А из чего мы сделали окошечки? (из квадратов).
-Вот так мы помогли зверятам выстроить новый домик. Лучше прежнего выстроили!
Задание 2 (дифференцированная работа)
– Чему учит эта сказка? (дружбе доброте)
(Слайд 16)
- У Яролава и Дениса на столе лежат карточки с пословицами. Прочтите пословицы и мы вместе выберем ту, которая подходит к этой сказке.
> Не учись разрушать, а учись строить.
> Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.
> В тесноте, да не в обиде.
– Объясните смысл этих пословиц. Какая из них подходит больше всего к нашей сказке?
8.Подведение итогов
(рефлексия учебной деятельности)
Рефлексия. Закончи предложения
1. Сегодня на уроке я узнал(а)…
2. Я научился(ась)………………
3. . Мне было интересно……...
4. У меня есть вопросы……..
- Выполнили ли мы с вами задачи, поставленные в начале урока?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Я с вами согласна, ребята. Вы очень хорошо потрудились сегодня. Молодцы!
Рефлексия. Закончи предложения
5. Сегодня на уроке я узнал(а)…
6. Я научился(ась)………………
7. . Мне было интересно……...
8. У меня есть вопросы……..
- Выполнили ли мы с вами задачи, поставленные в начале урока?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Я с вами согласна, ребята. Вы очень хорошо потрудились сегодня. Молодцы!