Найти тему

Конспект урока речевая практика. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Кто в теремочке живёт?"

Урок: речевая практика

Тема: кто в Теремочке живет

Цель: Знакомство обучающихся с русской народной сказкой "Теремок"

Задачи: Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценирования сказки

развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, интонационной выразительности речи детей, умения координировать слова с движениями, развивитие творческого воображения

Воспитывать желание оказать помощь одноклассникам, применять правила делового сотрудничества

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

2. Организация учебной деятельности

- И так, урок речевая практика. Чем мы с вами занимаемся на этом уроке?

( развиваем речь, учимся отвечать на вопросы, учимся выразительно читать стихи, учимся рассказывать сказки, отгадывать загадки)

1)- Сегодня на уроке речевая практика мы продолжим работу по русской народной сказке, а по какой, вы узнаете, отгадав загадку

Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
(«Теремок».)

(Слайд 2)

- Правильно «Теремок» и попробуем инсценировать эту сказку.

-Что значит инсценировать?

(Изобразить (изображать) что-нибудь в форме театральной, сценической постановки. Разыграть)

-И так, тему мы с вами определили. А какую цель мы поставим перед собой, изучая эту тему. Чему мы должны научиться на уроке? (Инсценировать сказку)

-Для чего нам это нужно? Какие задачи мы поставим перед собой? (Что бы много знать, развивать свою речь, память, внимание)

- Молодцы! Задачи мы с вами определили

3.Речевая гимнастика

Для того чтобы речь наша звучала красиво, правильно для этого необходимо сделать речевую гимнастику.

Подготовка речевого аппарата к процессу чтения и говорения.

Речевая разминка.

1. Упражнение на дыхание “Укололи пальчик”.

- Подуть на больное место (вдох через нос, продолжительный выдох через рот).

1) “Застёгивание и расстёгивание молнии”.

- Улыбнуться, крепко сомкнуть губы, удерживать их в таком положении под счёт до “пяти” (застегнули молнию). Разомкнуть губы (расстегнули молнию).

2) “Большие пуговицы и маленькие пуговки”.

- Максимально округлить губы (большая пуговица), вытянуть губы узкой “трубочкой” (маленькая пуговка).

(Слайд 4)

2. Повторение чистоговорки «В чистом поле теремок, всем найдётся уголок».

4.Повторение ранее изученного материала

-А теперь, ребята, давайте вспомним, кто же первый поселился в теремок? А помогут нам загадки.

Короткие ножки, боится кошки.

- Кто это?( Мышка-норушка!)

(Слайд 5)

-Ребятки, как мышка разговаривает, какая она?

(Ответы детей: пи- пи-пи, маленькая, серенькая, с хвостиком.)

-Молодцы, ребятки! А давайте мы нашей мышке-норушке, чтобы ей было не так грустно одной в Теремочке, расскажем стихотворение, которое мы все с вами заучили.

(Чтение хором)

Мышки зёрнышки считали,

Мышки шелухой шуршали,

С зёрен шелуху снимали,

В кашу зёрнышки бросали.

Мышка Шушера одна

Прошуршала до утра.

(стихотворение дети сопровождают движениями по тексту)

-Кто прибежал в теремок после мышки?

Зеленые мы как трава, наша песенка: «Ква-ква»

- Кто это?

(Дети: лягушка-квакушка!)

(Слайд 6)

Ребята, какая лягушка? Как она поёт?

(Зелёная, с большими глазами, ква-ква-ква.)

-Правильно, молодцы! А стишок вы про лягушку знаете? Тогда давайте расскажем его лягушке-попрыгушке, пусть она нас послушает:

Я, зелёная лягушка,

Озорная попрыгушка.

На болоте я живу

И комариков ловлю,

Ква-ква-ква говорю.

-Кто прибежал в теремок после лягушки?

Маленький, беленький. По лесочку прыг-прыг. По снежочку тык-тык.

- Кто это? ( Зайчик-побегайчик!)

(Слайд 7)

- Ребятки, а про зайчика мы стишок расскажем?

Я, зайка-побегайка, всюду поспевайка,

Грызть морковку, я люблю,

По оврагам я скачу.

Волка и лису боюсь,

Под кусточком я трясусь.

- А зайка у нас какой?

еренький, трусливый, ушастый, быстрый, с маленьким хвостиком.)

(Слайд 8: картинка овощей)

-Ребята, на картинке много овощей , давайте найдем что из этого больше всего любит зайка?

-А сколько морковки у нас для зайки? Давайте посчитаем?

Учитель вместе с детьми считают морковки на слайде.

- Кто пришел к теремку после зайчика?

Хитрая плутовка. Рыжая головка. Хвост пушистый, краса! А зовут ее …( Лиса)

(Слайд 9)

-Ребята, а что вы можете сказать о лисичке?

( рыжая, хитрая, красивая, с пушистым хвостом.)

- Правильно, молодцы! Ну, давайте ребятки, мы с вами вспомним стишок и про лисичку тоже.

Я, лисичка хвостик рыжий,

В рыжем платьице из ситца,

Осторожна и хитра.

Любопытные глаза.

- Кто пришел к теремку после лисы?

Кто осенью холодной ходит хмурый и голодный?

(Волк)

(Слайд 10)

ебятки, а про волка вы стишок знаете?

Я, серый волк- зубами щёлк,

Уши серые – торчком,

Шёрстка вздыблена на спинке,

И похожа на щетинку.

-Кто к теремку пришел последним?

Хозяин лесной, просыпается весной, а зимой под вьюжный вой, спит в берлоге снеговой.

( мишка косолапый)

(Слайд 11)

- А медведь какой? (Большой, косолапый, сильный)

- Что случилось, когда медведь решил поселиться в домике? Он его раздавил)

(Слайд 12)

(Слайд 13)

Игра «Кто здесь лишний»

-Посмотрите на картинки животных и скажите, какого животного нет в сказке «Теремок»

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием.

5.Физминутка

Динамическая пауза «Теремок»

Стоит в поле теремок

(Руки сложены домиком перед собой.)

Он не низок не высок

(Приседают и встают.)

На двери висит замок

Кто его открыть бы смог?

(Руки сложены замочком.)

Слева – зайка, справа – мишка

(Поворачивают голову.)

Отодвиньте-ка задвижку!

(Потянуть замок.)

Слева – мышка, справа – волк

(Поворот головы.)

Нажимайте на замок.

(Сжимают и разжимают запястья.)

Зайка, мишка, мышка, волк не смогли открыть замок.

6.Изучение новых знаний

Подготовка к инсценированию сказки

(Слайд 15)

Задание1.

-Давайте вспомним, кто же самый первый попал в теремок? У вас на столах лежат конверты под №1, откройте их. Что находится в конвертах?
– Расположите карточки с героями в том порядке, в котором они появляются в сказке.
2. Игра «Чье это прозвище?».

- А теперь давайте поиграем. Кого так называют?
> кумушка, сестричка (лиса);

- Покажите картинку. Молодцы!
> бирюк, хватыш, «зубами щелк» (волк);

- Покажите картинку
> толстопятый, косолапый, «давай реветь» (медведь);

- Покажите картинку
> норушка (мышка);

- Покажите картинку
> квакушка (лягушка);

- Покажите картинку
> побегайчик, косой, серый, длинноухий, хваста (заяц);

- Покажите картинку. Молодцы!

- Соберите картинки животных в конверт и отложите
3. Игра «Чей это голос?».

– Узнайте героев сказок о животных по их голосам:
> голос тоненький, тихий, дрожащий, плачущий (заяц);
> голос вкрадчивый, льстивый, чуть заискивающий (лиса);
> голос низкий, говорит медленно, врастяжку (медведь);
> голос хриплый, грубый, «толстый» (волк);
4. Проигрывание сказки актёрами самостоятельно при поддержке зрителей

Ребята, достаньте, пожалуйста, маски из мешочка , кто какую зверюшку достал тот и будет этим героем. Ребята, а у кого нет масок встаньте, пожалуйста в круг- здесь у нас будет Теремок. А ребята — артисты, у которых есть маски, сидят за партами и прибегут к Теремку, когда мы их позовем. Автором будет Ярослав. Итак, начинаем!

А:- Стоит в поле теремок- теремок он не низок не высок —не высок. Вот по полю Мышка бежит, у дверей остановилась и стучит.

Мышка: Кто-кто в теремочке живет?

А: Никто не отзывается, и стала там мышка жить (выход всех героев по очереди).

А: Стоит в поле Теремок — теремок, он не низок не высок — не высок.

Вдруг по полю Мишка идёт, у дверей остановился и стучит.

Медведь: Кто в Теремочке живёт?

Я — Мышка-норушка, я Лягушка-квакушка, я Зайчик-побегайчик, я Лисичка-сестричка, я Волчок- серый бочок.

Мышка: А ты кто?

Медведь: Я Мишка- топтышка, пустите в Теремок!

Мышка: Нет, нам и без тебя тесно.

А: Мы бы рады тебя пустить, правда, ребята, да ты не поместишься, нам самим тесно, вон какой ты большой!

Медведь: А я вас не потесню, на крышу залезу (заходит в круг, дети разрывают круг и садятся на корточки).

(аплодисменты, благодарности)

7.Закрепление нового материала

Задание 1.

- Ребятки, как же наши звери теперь без домика будут жить?

Как им можно помочь?

( зверятам грустно, они плачут. Им нужен домик.)

давайте мы поможем им построить новый домик.

(Работа в парах, один у доски)

- У вас на партах лежат конверты под №2 с геометрическими фигурами

-Что нам потребуется для основы домика? Какая это фигура? (прямоугольник) – один из детей прикладывает к доске квадрат.

-Что дальше? (Крыша) Какая это фигура? (треугольник) – дети прикладывают крышу к основе.

- Давайте сделаем окошки и двери для наших зверят. Какой формы дверь? (прямоугольник)

-А из чего мы сделали окошечки? (из квадратов).

-Вот так мы помогли зверятам выстроить новый домик. Лучше прежнего выстроили!

Задание 2 (дифференцированная работа)

– Чему учит эта сказка? (дружбе доброте)

(Слайд 16)

- У Яролава и Дениса на столе лежат карточки с пословицами. Прочтите пословицы и мы вместе выберем ту, которая подходит к этой сказке.

> Не учись разрушать, а учись строить.

> Дружно не грузно, а врозь – хоть брось.

> В тесноте, да не в обиде.

– Объясните смысл этих пословиц. Какая из них подходит больше всего к нашей сказке?

8.Подведение итогов

(рефлексия учебной деятельности)

Рефлексия. Закончи предложения

1. Сегодня на уроке я узнал(а)…

2. Я научился(ась)………………

3. . Мне было интересно……...

4. У меня есть вопросы……..

- Выполнили ли мы с вами задачи, поставленные в начале урока?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Я с вами согласна, ребята. Вы очень хорошо потрудились сегодня. Молодцы!

Рефлексия. Закончи предложения

5. Сегодня на уроке я узнал(а)…

6. Я научился(ась)………………

7. . Мне было интересно……...

8. У меня есть вопросы……..

- Выполнили ли мы с вами задачи, поставленные в начале урока?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Я с вами согласна, ребята. Вы очень хорошо потрудились сегодня. Молодцы!

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8