Найти тему
Александр Соловьëв

Московский закон об ответственном обращении с животными

В целях разработки нашего, регионального, закона об ответственном обращении с животными мы проводим ряд мероприятий по обсуждению аспектов его регулирования. Поскольку, аспекты затрагивают широкий перечень различных сфер и предложения есть у многих, то и мероприятия проводятся в межфракционном формате. 

Во многих регионах такие законы существуют, но разработаны и введены в действия они были до 498-ФЗ и во многом дублируют его нормы. Некоторые могут задаться вопросом – а зачем вообще нужен региональный закон в этой сфере? На самом деле, запрос в обществе на такой закон достаточно высок. Федеральный закон во многих аспектах достаточно рамочный, федеральные подзаконные Акты по многим темам не разработаны, а региональными подзаконными Актами допускается регулирование только первостепенных тем и только в определенных рамках. Из простых примеров того, на что есть запрос и что можно было бы регулировать на региональном уровне - субсидирование операций по предотвращению нежелательного размножения животных, вакцинации, мероприятий по идентификации и учету, а также ряд вопросов, связанных с выгулом и содержанием животных.

-2

В ноябре прошлого года, мы проводили круглый стол, в рамках которого собирали предложения представителей владельцев приютов и реабилитационных центров для животных, представителей ветеринарного сообщества, руководителей благотворительных фондов помощи животным, руководителей общественных организаций содействия сохранению животного мира и помощи животным, а также представителей общественных движений, а также собирались в рамках заседания Рабочей группы Общественной палаты города Москвы. 

-3

Проблематики и предложений было озвучено достаточно много. Не все озвученное можно решить в рамках московского закона, но все постарались отработать. Некоторые темы актуальны для большинства субъектов РФ, их целесообразно решать на уровне федерального законодательства и подзаконных Актов. Соответствующие предложения были нами озвучены на федеральных площадках. Например, разработка методических указаний для Заказчиков, осуществляющих закупку услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных, закупку кормов, а также актуализация нормативных требований к кормам. 

-4

Некоторые проблемы можно было решить на уровне Постановлений Правительства Москвы, соответствующие предложения были переданы органам исполнительной власти города Москвы. В частности, речь про историю с принуждением волонтеров приютов к заключению договоров сомнительного содержания, которая была актуальна в конце 2021 года и некоторые аспекты совместного приказа ДЖКХ и ДПиООС об организации деятельности приютов.

-5

Была еще просьба обязать застройщиков перед сносом объектов капитального строительства проводить их обследование на наличие животных. Обратились в Департамент строительства, получили ответ о том, что Департаментом будут даны соответствующие поручения застройщикам и техническим заказчикам, а также копию обращения Департамента в Минстрой РФ с просьбой рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в Градостроительный кодекс РФ и постановление Правительства РФ «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».

-6

Оставшиеся предложения, подходящие для основы законодательного регулирования, сгруппировали по тематическим блокам. Под каждый блок продумали возможный механизм регулирования. Получился черновик, представляющий из себя сборник предложений и механизмы их реализации, отдаленно напоминающий законопроект.

-7

В марте 2022 года, Министерство природных ресурсов Российской Федерации разработало масштабный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам формирования в обществе ответственного отношения к животным». В этом законопроекте есть множество нововведений, в том числе предлагаемых в качестве полномочий субъектов, а также ряд положений, вводящих регулирование некоторых из обозначенных нами направлений. В ГосДуму он не внесен, размещен на портале Правительства РФ. В качестве полномочий субъектов, законопроектом Минприроды, предлагается следующее:

  • Создание и обеспечение функционирования системы предотвращения нанесения животными вреда жизни, здоровью, а также имуществу граждан.
  • Установление особенностей обращения с животными без владельцев муниципальными образованиями.
  • Установление порядка передачи животных гражданами 

и организациями в приюты для животных.

  • Установление порядка передачи животных из приютов для животных гражданам и организациям.
  • Установление порядка стимулирования добровольной стерилизации, вакцинации и маркирования домашних животных.
  • Установление требований по организации деятельности пунктов временного содержания животных, не являющихся приютами для животных, и установлению норм содержания животных в них.
  • Закрепить за органами государственной власти субъектов Российской Федерации требование регулярной оценки эффективности мероприятий по контролю над численностью и состоянием животных без владельцев путем мониторинга изменения количественных показателей достижения целей проведения мероприятий по контролю над численностью и состоянием животных без владельцев.
-8

17.05.2022 провели еще один круглый стол, целью которого было обсуждение с представителями органов исполнительной власти Москвы и Московской области новых полномочий субъектов, предлагаемых в законе Минприроды, обсуждение и дополнение разработанных нами механизмов, а также обсуждение методов мониторинга состояния популяции животных без владельцев, как одного из предлагаемых новых полномочий субъектов, с представителями научного сообщества и теми, кто уже проводил такой мониторинг.

Законопроект Минприроды, в целом, все поддерживают, но все-таки есть некоторые замечания, мы их сформируем и направим.

Относительно перспектив Московского закона, было достаточно много дополнений. В частности, блок вопросов по диким животным и реабилитационным центрам, нужно рассматривать отдельно. В наших черновиках сейчас такой блок просто отсутствует, а разрабатывать его можно, даже с учетом нововведений в федеральное законодательство. По многим неоднозначным темам прийти к консенсусу пока не удается, зачастую озвучивались не просто разные мнения, а диаметрально противоположные, поэтому такие темы тоже стоит рассмотреть отдельно и более подробно. 

Например, в наших черновиках предлагалось детализировать объекты, не являющиеся приютами для животных, то есть расписать по статьям зоогостиницы, передержки и реабилитационные центры. Цель была простая – ввести четкое определение, что есть что, для того, чтобы одни объекты не маскировались под другие. Представители органов исполнительной власти, совершенно справедливо, говорили о том, что приюты могут выполнять функции тех же зоогостиниц, например. Однако, законопроектом Минприроды не только вводится обязанность субъектов установить требования к объектам, не являющимся приютами для животных, но также исключается возможность приютов выполнять любые иные функции, помимо функций непосредственно приютов. Очень непростая история и тут есть над чем подумать.

-9

Ну и методы мониторинга состояния популяции животных без владельцев, пожалуй, стоит разобрать более подробно, поскольку о них поговорили достаточно поверхностно. В тех методах, которые озвучивались, смущает экстраполяция, потому что звучит это как умножение полученного на малой площади визуального результата на некий коэффициент, что вызывает сомнения в качестве полученных результатов. Вероятно, это не так, но нужно разбираться подробнее. Так что, это не последний этап обсуждений, но в следующий раз не будем обобщать все существующие темы, будем рассматривать локально, но подробно.