Привет, я Милана, учитель математики и мама подростков-близнецов.
Я – педагог, а это значит, постоянно учусь. Уметь объяснить, «куда бегает» биссектриса и как вычисляются логарифмы, — это профессия. А знать, как унять подростковую бурю, как мотивировать без давления и вызвать доверие без панибратства – это искусство.
Признаюсь, даже мои собственные дети нередко ставят меня в тупик. И если с учениками лет до 10-ти у меня полный контакт, то с ребятами переходного возраста раньше бывали проблемы.
Иногда в попытках донести до них простые истины я буквально закипаю от эмоций... Но однажды мне повезло узнать секретный алгоритм влияния на подростков. Он оказался поразительно прост! Случилось это в летнем лагере Маткласс, куда я отправилась вожатой младшего отряда.
Хитрец с Дошираком
Представьте себе: солнце, сосны, волейбол. На завтрак – какао, омлет, бутерброд с черничным джемом. После завтрака — математика, затем, барабанная дробь, — занятия на ударных. У детей ни минуты покоя, и им это нравится. Они за тем и приехали в лагерь, чтобы научиться делать тридцать три дела, попробовать десяток музыкальных инструментов, блок-флейту, дарбуки и погрузиться в алгебру ритмов.
А теперь представьте юношу бледного со взором тоскливым, который в свои 12 лет хочет только спать. И есть. Но не омлет и черничные бутерброды, а лапшу из пластиковой упаковки, которую запасливо прихватил с собой. Когда все разбегаются по кружкам и занятиям, парень остается зевать на скамейке.
- Роберт, у нас музыка начинается! – зовут его вожатые и ребята из отряда.
- Не, я не пойду, — отвечает Роберт. И продолжает зевать.
В лагере отбой в 22:00, подъем в 9:00. Неужели не выспался?...
Как выяснилось в первый же день, ночью Роберт не спал, а пил энергетики. А еще юноша взял с собой Доширак и «сидел» в телефоне. Один смартфон сдал вожатым при заезде, второй оставил себе, хитрец. Ну не кошмар ли все это? Как такое вообще возможно, и откуда он взялся, — негодовала я, когда узнала «темную сторону» Роберта.
Ответы на эти вопросы меня поразили...
Он собирался совсем в другое место. Он думал пойти в поход, набил рюкзак лапшой и энергетикам – чтоб сохранять силы для долгой ходьбы. Ему казалось, будет так, как уже было в его прошлом лагере: встали, заварили Доширак и двинулись вперед...
Роберт и подумать не мог, что окажется на программе с математикой, музыкой и активностям нон-стоп. И родители ему не сказали. А, если точнее, — попросту обманули Роберта, пообещав ему незатейливый отдых с походом.
Они хотели хитростью погрузить ребенка в атмосферу действий, знаний и – «сделать из него человека».
Родителей можно понять, скорее всего у них была безвыходная ситуация, вряд ли бы Роберт согласился сам поехать в математический лагерь. Но, тайное становится явным. Роберт быстро понял, что попал не туда. Закрылся, обиделся, ушел в себя, в телефон, в энергетики...
Мне лично ситуация казалась неразрешимой. «Домой его надо отправлять, - думала я, - пусть мама с папой выкручиваются, он ведь нарушил правила лагеря».
Теперь я верю — не бывает трудных детей
Виталий — педагог и руководитель отряда, в котором был Роберт, считал совершенно по-другому. Он сказал, что парня нельзя отправлять домой. С ним надо работать, — настаивал Виталий.
Виталий выделялся спокойствием, спортивным видом, немногословностью – профессиональный тренер, педагог, он объяснил мне, на тот момент юной вожатой, что надо искать к ребенку подход и не сдаваться.
— Но ему же вообще ничего не нужно, таких не переделать, — спорила я.
И оказалась не права! Виталий нашел ключ к этому ежику-акселерату. Для своих лет 12 лет Роберт выглядел долговязым переростком. Решение оказалось элементарным до гениальности - педагог поверил в ребенка просто так.
Он попросил Роберта о помощи: «Ты сильный, давай поедем вместе на закупки. Нужно много ватманов и красок к будущему празднику, необходимо твое участие...»
Роберт согласился, и они отправились в магазин, а по дороге разговорились. Именно тогда парень поделился, что считает себя обманутым, что рассчитывал на другое, и чувствует себя в этом лагере отстающим. В ответ Виталий аккуратно напомнил Роберту, что тот, в сущности, еще ни в чем не участвовал. А потому не может знать, где он отстанет, а где опередит.
— Сегодня вечерний костер. Буду рад, если ты поможешь мне собрать ветки и все устроить. А по поводу занятий и активностей — поверь мне, здесь нет отстающих и лидеров, победителей и проигравших. Здесь все участники. И ты вольешься обязательно: начни участвовать, попробуй музыку, сходи на математику, включайся в игры. Я тебе гарантирую, что-то обязательно окажется твоим!
Ударный финал
— Виталий, что скажете про название «Жуки»?
— Звучит! Это в честь моих любимых Битлов?
— Да! Вы так интересно про них говорили, захотелось повторить. Хотя музон у нас другой, мы больше по хард-року!..
Роберт и сотоварищи готовились к концерту в честь закрытия смены. И совершенно не верилось, что этот бодрый паренек с горящим глазами - тот самый нескладный зевака, зевающий на скамейке.
Роберт со скоростью молнии освоил дарбуки и заиграл на них с азартом. Он собрал группу, назвал ее «Жуки» и подбил друзей на выступление. Серьезно, он был теперь рад, что попал в лагерь «Математика в мажоре».
Если б не родительский обман, топать бы ему с рюкзаком, набитым лапшой, и не знать ничего ни про биты, ни про ритмы. Ни про математику, которая, оказывается, основа сочинения музыкальных тем. Ни про саму музыку, которая, может быть, станет увлечением на всю жизнь...
... Я тоже мысленно благодарила папу и маму Роберта. Потому что без них не получила бы урока мудрости и выдержки, который всем нам преподнес Виталий.
Простое решение: похвалить и поддержать того, кто вроде бы, достоин порицания, поверить в ребенка без особых причин, — оказалось верным.
Как советую родителям действовать в похожей ситуации
Если хотите отправить ребенка в математический лагерь, а он ни в какую этого не хочет, сместите акценты. Расскажите ребенку об интересных ему активностях. Так и сделали родители Роберта. Они сделали ставку на поход, потому что для Роберта это было значимым, поэтому он и согласился. Забегая вперед, скажу, нужно было предупредить команду и у Роберта не было бы провала в первый день.
В Матклассе все лагеря имеют интересные активности: сплав, поход, яхтинг, спортивные игры, занятия искусством и живописью, биологию, робототехнику, теорию решения изобретательских задач. Ребенок занимается интересными для него вещами с профессионалами, а в качестве вишенки на торте незаметно получает в актив математику и меняет свои отношения с Царицей наук.
Нестандартная математика незаметно и ненавязчиво окажется у ребенка в активе потому что она органично вплетена через наглядные задачи, турниры, квесты и проекты.
Обязательно расскажите руководителю лагеря о том, что ребенка пришлось уговорить и, даже, пойти на хитрости. Зная про ребенка тайную информацию, вожатые и педагоги сделают так, чтобы ребенок самым мягким способом подошел к ненавистной математике с удовольствием и любопытством. Гарантировано!
Как увлечь математикой летом
Задача увлечь ребенка математикой летом в лагерях Маткласс достигается самыми неожиданными средствами.
Например, на программе «Я играю мыслями» на одной из смен дети ежедневно сочиняют шифровки разными способами, играют в квесты, узнают секреты у Шерлока Холмса, осваивают частотный анализ и типы шифрования, шифруют послания друг другу и родителям, осваивают теорию вероятности через турнирные таблицы спортивных матчей.
Умножать, делить, складывать и вычитать ритмы, превращать их в уравнения, играть на десятке видов инструментов, сочинять музыкальные композиции с использованием аналитических методов учатся на программе «Математика в мажоре». Некоторые дети впервые знакомятся не только математикой, но и с флейтой. Начинают играть, решать. Продолжают... в музыкальной школе. Неожиданно для себя и родителей.
Впервые увидеть картины глазами математика, использовать новые знания о проекциях, пропорциях, симметрии, стереометрии, геометрии в живописи можно на программе «Математика в красках».
Отлично разберутся с физикой, векторами на яхтинге — там вообще без физики и математики сложно. Программа с яхтингом «Курс наук под парусом» проводится в семейном варианте, формирует характер, умение принимать быстрые решения.
Внутри каждой смены проходит ролевая сюжетная игра, которая вовлекает и полностью переключает детей на отдых, игры, квесты, спорт так, чтобы никакого ощущения, что мы тут математикой занимаемся у детей не было. В итоге дети вовлечены летом в математику исключительно потому что там интересно!
А с помощью командной олимпиады по кооперативным логическим играм через игры знакомим детей с идеями высшей математики.
Как ребенку почувствовать себя успешным
У родителей есть страх, что математический лагерь только для замотивированных детей и в нем могут окончательно отбить интерес к красивой науки у обычного ребенка с гуманитарным складом ума.
Дети, у которых не сложилось с математикой уверены, что летом заниматься скучно. Такому ребенку говорить о том, что в лагере будет математика родители опасаются.
В лагерях Маткласса, помогают почувствовать себя уверенным в точной науке. И это не примитивная отработка пробелов, а знакомство с красивыми идеями высшей математики. Цель лагерей — научить думать, расширить кругозор, взглянуть под другим углом на науку, сочинять, научить видеть много вариантов решений, самостоятельно искать решения без готовых алгоритмов, увлечь, вовлечь каждого.
Я знаю, по опыту, множество детей успешных в музыке, спорте, конструировании, которые математику не понимают и не любят. В Матклассе разработан подход, который позволяет детям с разным уровнем знаний, скорости мышления заниматься вместе, искать идеи, учиться друг у друга, соревноваться с самим собой, а не с другими, разрешить себе ошибаться и не бояться незнакомых задач со звездочкой, начать сочинять такие задачи, работать с идеями как гипотезами, которые нужно проверять и обсуждать.
«Гуманитарии» очень талантливы в математике. Я не раз и не два видела какие шедевры они выдают они в решениях сложных задач, опережая продвинутых и мотивированных в математике детей. Им только нужно помочь раскрыть свои способности.
Математика — это культура мышления
Математика нужна каждому.
Я уверена, ребенок с хорошей математической базой всегда возьмется за решение задачи, за которую другие даже не пробуют взяться. Умение формулировать и решать задачи дает ребенку фору во всех областях, чем бы он ни занимался.
Роберт попросил родителей остаться в лагере и на следующую смену — уже без Доширака, энергетиков и второго мобильного. Провел в математическом лагере еще шесть смен. Он выбрал программу «Я играю мыслями» с походами, спортом, теорией решения изобретательских задач.
Математика стала любимым предметом Роберта, он продолжил занятия онлайн. Роберт стал уверенным, открытым, общительным, По сути, тот случай изменил его жизнь.
Листайте дальше, чтобы подобрать математический лагерь по интересам вашего ребенка.